Эволюция художественных образов в лирике А. Ахматовой

На рубеже прошлого и нынешнего столетий, накануне революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой литературе нового времени “женская” поэзия – поэзия Анны Ахматовой. Родилась поэтесса в 1889 году под Одессой, и вскоре после ее рождения семья переехала в Царское Село. В своей первой поэме “У самого моря”, написанной в 1914 году, Ахматова воссоздала поэтическую атмосферу Причерноморья, соединив ее со сказкой о любви: Бухты изрезали низкий берег, Все

паруса убежали в море, А я сушила соленую косу За версту от земли на плоском камне.

Ко мне приплывала зеленая рыба, Ко мне прилетала белая чайка, А я была дерзкой, злой и веселой И вовсе не знала, что это – счастье. Но все же главное место в жизни и творчестве Ахматовой занял Петербург. Здесь ее поэзия, строгая и классически соразмерная, во многом становится родственной самому облику города – разворотом его улиц, площадей, мраморным и гранитным дворцам, бесчисленным львам. В 1910 году Ахматова возвращается в Царское Село. Свое возвращение она отмечает стихотворением “Первое возвращение”: На землю саван тягостный

возложен.

Торжественно гудят колокола. И снова дух смятен и потревожен Истомной скукой Царского Села. Пять лет прошло. Здесь все мертво и немо, Как будто мира наступил конец. 298 Русская литература XX века Как навсегда исчерпанная тема, В смертельном сне покоится дворец.

В этом стихотворении впервые в творчестве Ахматовой появляется мелодия тягостных предчувствий, ощущение некой приближающейся катастрофы. Также здесь тема поэтической судьбы сливается с темой судьбы России. Вся образная символика стихотворения свидетельствует о том, что речь идет о событиях общего смысла, времени, трагичности эпохи, судьбе России, с которой поэт связывает и свою судьбу. Первые стихи Анны Ахматовой появились в 1911 году в журнале “Аполлон”, а уже в следующем вышел и поэтический сборник – “Вечер”.

Почти сразу же Ахматова была дружно поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов. Лирика Ахматовой периода ее первых книг – “Вечер”, “Четки”, “Белая стая” – почти исключительно любовная лирика. В ее стихотворениях предполагается, что читатель должен или догадаться, или постараться обратиться к своему жизненному опыту, и тогда кажется, что стихотворения очень широки по своему смыслу: их тайная драма, их скрытый сюжет относится ко многим людям. Образ женщины-героини ахматовской лирики не всегда можно свести к одному числу.

При необычайной конкретности переживаний это не только человек конкретной судьбы и биографии – это носитель бесконечного множества биографий и судеб: Мне с Морозовой класть поклоны, С падчерицей Ирода плясать, С дымом улетать с Костра Дидоны, Чтобы, с Жанной на костер опять. Господи! Ты видишь, я устала Воскресать, и умирать, и жить… Но любовь в стихах Ахматовой отнюдь не только любовь – счастье, тем более благополучие. Часто, слишком часто это – страдание, своеобразная антилюбовь и пытка.

Постепенно тема России все более властно заявляла о себе в поэзии Ахматовой. В стихотворении “Молитва” она молит судьбу о возможности спасти Россию даже ценой громадных личных жертв: Дай мне горькие слезы недуга, Задыханье, бессонницу, жар, Отыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный дар – Так молюсь за твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей. Путь, пройденный поэтессой, начиная с первых ее сти хотворений, – это путь постепенного и последовательного отказа от замкнутости душевного мира. Глубина и богатство духовной жизни, серьезность и высота моральных требований неуклонно выводили Ахматову на дорогу общественных интересов. Все чаще и чаще в ее стихах сквозь личные романы и любовные драмы на нас смотрит эпоха – “настоящий XX век” уже стоял у самого порога ее собственной судьбы.

Внимательность, с которой смотрит поэтесса на пейзажи родной страны, трепетность и неясность ее патриотического чувства, отказ от суетности и светской мишуры – все это говорило о возможности проявления в ее творчестве каких-то крупных координат национально-гражданского характера. Например, стихотворение Эта встреча никем не воспета: Ты, росой окропляющий травы, Вестью душу мою оживи, – Не для страсти, не для забавы, Для великой земной любви. Во время революции Ахматовой отвергается мысль не только о внешнем, скажем, отъезде из России, но и вероятность какой бы то ни было внутренней эмиграции по отношению к ней. Это ярко отражено в стихотворении “Мне голос был…”: Мне голос был.

Он звал утешно, Он говорил: “Иди сюда, Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда…” Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух. Если литературная деятельность Ахматовой до революции охватывала около восьми лет и протекала очень интенсивно, то сразу после революции и вплоть до начала 1930-х годов она переживала внутренне замкнутый творческий процесс. В самом начале этого периода у Ахматовой выходят две книги – “Подорожник” и “Аппо Вопит”. Ахматовский стих послереволюционных лет очень внимателен ко всем проявлениям жизни.

Сохранив свою зоркость, он как бы впустил в себя значительно больше пространства – воздушного и земного, с морем и солнцем, с утренними и вечерними красками и со всеми подробностями жизни: По твердому гребню сугроба В твой белый, таинственный дом Такие притихшие оба В молчании нежном идем. И солнце всех песен пропетых Мне этот исполненный сон, Качание веток задетых И штор твоих легонький звон. Послереволюционная жизнь Ахматовой трагична: большевиками расстрелян ее муж, поэт Николай Гумилев; долгие годы провел в тюрьмах и лагерях ее сын.

Судьба Ахматовой и ее семьи – повторение судьбы миллионов людей России, о чем и написала поэтесса в поэме “Реквием”: Уводили тебе на рассвете, За тобой, как выносе, шла, В темной горнице плакали дети, У божницы свеча оплыла. На губах твоих холод иконки, Смертный пот на челе. … Не забыть! Буду я, как стрелецкие женки, Под кремлевскими башнями выть. С 1925 по 1939 год Ахматовой не разрешалось печататься, и она вынуждена была заниматься переводами.

Они в ее творчестве имеют немаловажное значение. В 30-е годы Ахматова записывала на разных клочках бумаги короткие стихотворения, названные ею впоследствии “Черепками”, Например: Мне, лишенной огня и воды, Разлученной с единственным сыном… На позорном помосте беды Как под тронным стою балдахином. Или: Вот и доспорился яростный спорщик До енисейских равнин…

Вам он – бродяга, шуан, заговорщик, Мне он – единственный сын. Около 40-х годов Анне Ахматовой было разрешено издать книгу избранных произведений. Любовь к родине у нее не предмет анализа, размышлений.

Будет она – будет жизнь, стихи. Нет ее – ничего нет. Вот почему Ахматова писала во время Великой Отечественной войны: Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, – И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. В этот период своеобразием поэзии Ахматовой было то, что она умела поэтически передать само присутствие живого духа времени, истории в сегодняшней жизни людей, например, стихотворение “Явление луны”: Все бревенчато, дощато, гнуто… Полноценно ценится минута На часах песочных…

Характерной особенностью лирики Ахматовой военных лет являлось совмещение в ней двух поэтических масштабов – это внимательность к мельчайшим проявлениям жизни, а с другой стороны – огромное небо над головой и земля под ногами. Например, стихотворение “Под Колонною”: Из перламутра и агата, Из задымленного стекла, Так неожиданно покато И так торжественно плыла, – Как будто “Лунная соната” Нам сразу путь пересекла. В “военных” стихах Анны Ахматовой поражает удивительная ограниченность, отсутствие тени рефлексии, неуверенности, сомнения, казалось бы, столь естественных в таких тяжких условиях созидательницы, как многие полагали, лишь “дамских” стихов. Но это и потому, что характер ахматовской героини или героинь зиждется еще на одном начале, тоже прямо связанном с народным мироощущением.

В 1949 году вышло постановление “О журналах “Звезда” и “Ленинград”, в котором Ахматова и ее творчество объявлялись враждебными советскому народу. Правительство пыталось отлучить поэтессу от народа, от России, от поэзии. Но Ахматова была таким сильным человеком, а ее российская и мировая слава была так велика, что враги человечности и культуры оказались бессильны.

В последние годы жизни Ахматова работала очень интенсивно. Помимо оригинальных стихотворений, она много переводила, готовила книгу о Пушкине. Например, “Эпические мотивы”: И я подумала: не может быть, Чтоб я когда-нибудь забыла это.

И если трудный путь мне предстоит, Вот легкий груз, который мне под силу С собою взять, чтоб в старости, в болезни, Быть может, в нищете – припоминать Закат неистовый, и полноту Душевных сил, и прелесть милой жизни. В 1962 году была закончена “Поэма без героя”, которая создавалась в течение многих лет: Крик петушиный, нам только снится, За окошком Нева дымится, Ночь бездонна и длится, длится – Петербургская чертовня… В черном небе звезды не видно, Гибель где-то здесь, очевидно, Но беспечна, прямо бесстыдна Маскарадная болтовня… В этой поэме Ахматова возвращается далеко назад – время действия 1913 год. Незадолго до смерти Ахматова сказала: “Я не переставала писать стихи.

Для меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Вогда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных”.

Несломленный дух великого русского поэта будет вечно осенять Россию и служить свидетельством и залогом ее стойкости во всех испытаниях, посланных судьбой.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Эволюция художественных образов в лирике А. Ахматовой