Конан Дойл и его литературные герои

Писатель Конан Дойл, чьи вымышленные герои были лучше известны среднему англичанину, чем любые другие, кроме шекспировских, жил какое – то время в Девоншир-Терас и именно там появились первые рассказы, в которых Шерлок Холмс завоевал мировую славу, ибо Холмс по популярности оставил позади даже самых известных героев Диккенса. Г. К. Честертон однажды сказал, что, если бы рассказы о Холмсе писал Диккенс, у него каждый персонаж получился бы таким же живым, как Холмс. Мерцание Уотсона доходит до гениальности, но оно лишь добавляет блеска Холмсу.

В

настоящее время есть еще только три героя в английской литературе, которые занимают такое же место, как Холмс, в умах и речи простых людей с улицы. Любой разносчик угля, докер, корчмарь, любая уборщица поймут, что имеется в виду, когда про кого-то скажут, что он “настоящий Ромео”, “вылитый Шейлок”, “чертов Робинзон Крузо” или “проклятый Шерлок Холмс”. Другие герои, такие, как Дон Кихот, Билл Сайкс, миссис Гранди, Микобер, Гамлет, Миссис Гемп, Скрудж и Ловкий Плут и так далее, известны образованным и полуобразованным людям, но эту четверку знает более девяноста процентов населения, миллионы, никогда
не читавшие ни строчки из произведений, в которых они появляются. Причина этого – в том, что каждый из них – символическая фигура, олицетворяющая вечную страсть человеческого характера.

Ромео означает любовь, Шейлок – скупость, Крузо – любовь к приключениям, Холмс – спорт. Мало кто из читателей видит в Холмсе спортсмена, но именно это место он занимает в народном воображении он следопыт, охотник, сочетание ищейки, пойнтера и бульдога, который так же гоняется за людьми, как гончая – за лисой; короче, он сыщик. Он современный Галахад, не разыскивающий более священный Грааль, а идущий по кровавому следу, фигура из фольклора, но с характерными чертами реальной жизни. Самое любопытное заключается в том, что, хотя он и не создан так полно и безупречно, как все величайшие литературные персонажи, не поверить в его существование невозможно.

Герой Конан Дойла отличается от других литературных персонажей. Он не окутан покровом тайны, в нем нет той многозначительности, которая порой встречается в образах других героев. Вместо этого мы видим, словно на фотографии, очень живого человека, мы совершенно точно знаем, как он выглядит, как, что и когда говорит. И мы не просто знаем это, мы даже невольно подражаем манере поведения этого героя и его словам, когда возникает подходящая ситуация. Шерлок Холмс, как никто другой их героев книг, пробуждает в читателях яркие ассоциации.

Мы слышим это имя, и перед мысленным взором встает Лондон Холмса, Лондон конца прошлого века. И уже гуляя по Бейкер-стрит, мы не можем не думать о нем, снова и снова пытаемся найти место, дом где “жил” это великий, хоть и вымышленный человек. Наверное, вряд ли в литературе найдется другой такой персонаж, поискам одного только места жительства которого посвящены целые книги.

Эрнест Шорт, топограф по профессии, провел немало времени за изучением различных описаний и диаграмм, и сумел-таки вычислить вероятное местонахождение квартиры Шерлока Холмса. Этим местом оказался дом номер 109, и это несмотря на то, что у конюшен, расположенных во дворах напротив, имеется весьма красноречивое название “Шерлок”. Артур Конан Дойл многое из своих личных данных вложил в своих литературных героев. Так, в Шерлоке Холмсе нашли свое отражение черты характера самого автора, его привычки и увлечения, а в образе доктора Уотсона мы видим некоторые автобиографические моменты из жизни самого Конан Дойла. Подобно самому автору, Уотсон женится, после чего открывает частную медицинскую практику.

А Шерлоку Холмсу от Артура достались в наследство страсть к боксу и нелюбовь к наведению порядка в своем архиве: “Он терпеть не мог уничтожать документы, особенно если они были связаны с делами…, но вот разобрать свои бумаги и привести их в порядок – на это у него хватало мужества не чаще одного или двух раз в год”. Однако сам Артур Конан Дойл, в отличие от своего героя, не обладал такой феноменальной наблюдательностью. Так, внимательно читая его произведения, можно заметить целый ряд неточностей и несовпадений.

Возьмем, к примеру, дом на Бейкер-стрит. Дойл пишет, что в этом доме был эркер, но известно, что на Бейкер-стрит нигде нет домов с эркерами. В рассказе “Желтое лицо” автор говорит о том, что рано или поздно правда открывалась сама по себе, даже если великий сыщик допускал ошибку. В доказательство этому приводится история со вторым пятном, но автор, по-видимому, забывает, что истина в рассказе “Второе пятно” раскрылась именно в результате усилий Шерлока Холмса. Большая путаница при прочтении историй о Холмсе возникает, когда мы начинаем внимательно смотреть на даты.

Так, по словам автора, полковник Морен был казнен за убийство в 1894 году, но в 1902 году Холмс говорит, что этот человек все еще жив. В марте 1892 года, когда разворачивается действие рассказа “Сиреневая сторожка”, однако в это время, если верить другим произведениям автора, Холмс, которого все считали мертвым, должен был тайно совершать путешествие по Тибету, ибо он исчез 4 мая 1891 года, а вернулся только 31 марта 1894 года. Почему так происходит?

Это можно объяснить тем, что сам Конан Дойл даже и не думал создавать настолько известного и интересного читателям литературного героя. Сами по себе истории о похождениях великого сыщика Дойл называл “низшим слоем литературы” в сравнении с историей сэра Найджела Лоринга. Описывая подвиги этого персонажа, автор уже больше внимания уделял деталям и не допускал подобных промахов.

И вот что мы видим в рассказах о Холмсе. Все они изобилуют своеобразной авторской амнезией: забываются обстоятельства ранения Уотсона, забывается даже цвет глаз героя, и в конце мы с удивлением узнаем, что они сменили свой цвет на карие. И это вопреки тому, что сам автор в жизни обладал чрезвычайно острой наблюдательностью. Однажды увидев человека, он уже мог рассказать, чем занимается этот человек, поведать миру о его привычках.

Этими качествами Конан Дойл наделил и своего персонажа. Сам автор не раз признавался в том, что он и его литературный герой не просто похожи, а являются едва ли не копией друг друга. “Если Холмс и существует, то, должен признаться, – это я сам и есть”, – писал Конан Дойл. Сын писателя Андриан Конан Дойл замечал, что отец не только владел дедуктическими способностями, что впоследствии отразилось в его произведениях, но и умел применять их в обычной жизни. “По силе дедукции я не встречал ему равных, – говорил Андриан Конан Дойл, вспоминая о своем отце и его удивительном умении. – Путешествуя с отцом по европейским столицам, более всего мне нравилось ходить с ним по знаменитым ресторанам и выслушивать его бесстрастные замечания о характерах, занятиях, увлечениях и других подробностях жизни посетителей, подробностях жизни посетителей, подробностях, совершенно срытых от моего взора. Иногда нам не удавалось тотчас же определить справедливость его догадок потому, что обсуждаемое лицо не было знакомо метрдотелю; но когда объект наших наблюдений оказывался человеком известным, точность отцовских выводов блестяще подтверждалась”.

Уже по прошествии многих лет, читая Шекспира, Конан Дойл сделал запись в своем дневнике, в которой он удивлялся тому, как много неточностей содержат шекспировские пьесы. Конечно, сейчас, перечитывая рассказы о Шерлоке Холмсе самого Дойла, мы можем сказать о том же. Но нужно ли это делать?

Ведь на самом деле мало кого действительно волнуют некоторая неправдоподобность описаний или несоответствия в действии или в герое. Вместо этого мы просто получаем огромное наслаждение, которое дарят нам великий Шерлок Холмс и рассказы о его приключениях.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Конан Дойл и его литературные герои