Любимые детские авторы

Литературное чтение 4 класс – И. Н. Лапшина – Освіта 2015

Любимые детские авторы

Просмотри содержание учебника, найди названия произведений С. Маршака. Какое из них ты уже прочитал?

Самуил Маршак (1887-1964) много работал в жанре стихотворного рассказа. После веселой игры “Дом, который построил Джек” появились “Почта”, “Рассказ о неизвестном герое”, “Багаж”, “Вот какой рассеянный”, “Мастер-ломастер” и многие другие стихи, песни, стихотворные повести, которые потом стали классикой детского чтения.

КОТ

И ЛОДЫРИ

Собирались лодыри

На урок,

А попали лодыри

На каток.

Толстый ранец с книжками

На спине,

А коньки под мышками

На ремне.

Видят, видят лодыри:

Из ворот

Хмурый и ободранный Кот идет.

Спрашивают лодыри

У него:

– Ты чего нахмурился,

Отчего?

Замяукал жалобно

Серый кот:

– Мне, коту усатому,

Скоро год.

И красив я, лодыри,

И умен,

А письму и грамоте

Не учен.

Школа не построена

Для котят.

Научить нас грамоте

Не хотят.

А теперь без грамоты

Пропадешь,

Далеко без грамоты

Не уйдешь.

Не понить без грамоты,

Не

поесть,

На воротах номера

Не прочесть!

Отвечают лодыри:

– Милый кот,

Нам пойдет двенадцатый

Скоро год.

Учат нас и грамоте

И письму,

А не могут выучить

Ничему.

Нам учиться, лодырям,

Что-то лень.

На коньках катаемся

Целый день.

Мы не пишем грифелем

На доске,

А коньками пишем мы

На катке!

Отвечает лодырям

Серый кот:

– Мне, коту усатому,

Скоро год.

Много знал я лодырей

Вроде вас,

А с такими встретился

В первый раз!

Самуил Маршин

– Как ты думаешь, почему поэт не дает ребятам имена, а называет их только лодырями? Задумываются ли они о цели своей жизни?

Кто из действующих лиц стихотворения понравился тебе? Почему? Как ты думаешь, что хотел сказать поэт этим стихотворением?

Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972) – артист эстрады, известный писатель. Драгунский сочинял песни, которые сам же исполнял. Довелось ему работать в разных театрах, сниматься в кино.

Сборник его рассказов “Он живой и светится” вошел в золотой фонд русской литературы.

ГЛАВНЫЕ РЕКИ

Хотя мне уже идет девятый год, я только вчера догадался, что уроки все-таки надо учить. Хочешь – не хочешь, лень тебе или не лень, а учить уроки надо. Это закон.

Я однажды так завозился, что совершенно позабыл обо всем на свете. А оказалось, никак нельзя было забывать про свои дела, потому что получился позор на всю Европу.

Утром в школу я поспел вовремя. Когда вошла в класс Раиса Ивановна, еще на ходу она сказала:

– Кораблев, к доске!

У меня сразу испортилось настроение, потому что я вспомнил, что забыл приготовить уроки.

– Кораблев! Что же ты?

И я пошел к доске.

Раиса Ивановна сказала:

– Стихи!

– Да! – сказал я.

– Что “да”? Что я задала?

– Что? – сказал я.

– Что “что”? Я тебя спрашиваю: что я задала?

Тут Мишка сделал наивное лицо и сказал:

– Да что он, не знает, что ли, что Вы Некрасова задали? Это он не понял вопроса.

Вот что значит верный друг. Это Мишка таким хитрым способом ухитрился мне подсказать. А Раиса Ивановна уже рассердилась:

– Слонов! Не смей подсказывать!

– Да, – сказал я. – Ты чего, Мишка, лезешь? Без тебя, что ли, не знаю, что Раиса Ивановна задала!

Мишка стал красный и отвернулся от меня. А я опять остался один на один с Раисой Ивановной.

– Ну? – сказала она.

– Что? – сказал я.

– Перестань ежеминутно штокать!

Я уже видел, что она сейчас рассердится как следует.

– Читай. Наизусть!

– Что? – сказал я.

– Стихи, конечно! – сказала она.

– Ага, понял. Это можно. – И громко начал: – Стихи Некрасова. Поэта.

Великого поэта.

– Ну! – сказала Раиса Ивановна.

– Что? – сказал я.

– Читай сейчас же! – закричала бедная Раиса Ивановна. – Сейчас же читай, тебе говорят! Заглавие!

Пока она кричала, Мишка успел мне подсказать первое слово. Он шепнул, не разжимая рта, но я его прекрасно понял. Поэтому я смело выдвинул ногу вперед и продекламировал:

– Мужичонка!

Все замолчали, и Раиса Ивановна тоже. Она внимательно смотрела на меня, а я смотрел на Мишку еще внимательнее. Мишка показывал насвой большой палец и зачем-то щелкал его по ногтю.

И я как-то сразу вспомнил заглавие и сказал:

– С ноготком!

И повторил все вместе:

– Мужичонка с ноготком1!

Все засмеялись. Раиса Ивановна сказала:

– Довольно, Кораблев!.. Не старайся, не вьйдет. Уж если не знаешь, не срамись.

Потом она добавила:

– Ну, а как насчет кругозора? Помнишь, мы вчера договорились всем классом, что будем читать и сверх программы интересные книжки? Вчера вы решили выучить названия всех рек Америки.

Ты выучил?

Конечно, я не выучил. И я хотел во всем признаться, но вместо этого вдруг неожиданно даже для себя сказал:

1 Произведение Н. Некрасова, которое должны были выучить школьники, называется “Мужичок с ноготок”.

– Конечно, выучил! А как же!

Она сказала:

– Назови мне самую большую реку Америки.

Вот когда мне стало худо. В классе быта удивительная тишина. Все смотрели на меня.

Тут я увидел, как в левом последнем ряду Петька Горбушкин показывает мне какую-то длинную бумажную ленту, и на ней что-то намалевано. И я стал вглядываться в эти буквы, и, наконец, прочел первую половину.

И тут Раиса Ивановна снова:

– Ну, Кораблев? Так какая же главная река в Америке?

У меня сразу же появилась уверенность, и я сказал:

– Миси-писи.

Дальше я не буду рассказывать. Хватит. И хотя Раиса Ивановна смеялась до слез, но двойку она мне влепила, будь здоров. И я теперь дал клятву, что буду учить уроки всегда.

До глубокой старости.

По Виктору Драгунскому

– Кто из действующих лиц рассказа вызвал у тебя сочувствие? Почему? Случалось ли тебе оказываться в таком же положении, как герой этого рассказа?

Если да, то как ты вел себя в этом случае? Какие эпизоды рассказа, какие выражения тебе показались самыми смешными?

Сергей Григорьевич Козлов (1939-2010) – современный детский писатель-сказочник, поэт. Его наиболее известными произведениями стали сказки “Ежик в тумане”, “О Ежике и Медвежонке”, “Истории о Львенке и Черепахе”, стихи для мультфильма “Как Львенок и Черепаха пели песню”.

ЛЕСНАЯ ОТТЕПЕЛЬ

Ах, какая это была мягкая, теплая оттепель!.. Кружились снежинки, и в лесу пахло весной. Ежик сидел на крылечке своего домика, нюхал воздух и улыбался.

“Не может быть, – думал он, – чтобы еще вчера в лесу трещали деревья и сердитый Дед Мороз скрипел под окнами своими большими валенками, а сегодня его совсем нет! Где же он?”

И Ежик стал думать, куда мог спрятаться Дед Мороз.

“Если он влез на сосну, – рассуждал Ежик, – то где – то под сосной стоят его большие валенки. Ведь даже Медвежонок не может влезть в валенках на сосну! А если он совсем ушел из леса, я обязательно увижу его следы!”

И Ежик надел лыжи и побежал между деревьями. Но ни под одним деревом не было валенок и он нигде не нашел никаких следов.

– Дед Мороз! – крикнул Ежик. – Отзо-ви-и-ись!

Но было тихо. Только снежинки кружились вокруг и где-то далеко-далеко стучал Дятел.

“Наверное, Дятел знает, где Дед Мороз, – подумал Ежик. – Он сидит высоко, и ему все видно”.

И он побежал к Дятлу.

– Дятел! – еще издали закричал Ежик. – Ты не видел Деда Мороза?

– Тук-тук! – сказал Дятел. –

Он ушел!

– А где его следы?

Дятел свесил к Ежику нос, прищурился и сказал:

– А он ушел без следов!

– Как же? – удивился Ежик.

– А очень простої Приплыло облако и опустилось низко-низко. Дед Мороз сначала забросил на него валенки, потом влез сам и уплыл…

– Куда? – спросил Ежик.

– На кудыкину гору. Тук-тук! – сказал Дятел.

И Ежик, успокоенный, пошел домой и по дороге представлял себе заснеженную кудыкину гору, по которой, наверное, ходит сейчас Дед Мороз и скрипит своими большими валенками.

По Сергею Козлову

Понравилась ли тебе сказка о Ежике? Чем?

Как ты “по-взрослому” сформулируешь тот вопрос, который занимал Ежика? Такой ли это простой вопрос? Случалось ли тебе размышлять над такими вопросами?

Можно ли назвать эту сказку юмористической?

Николай Иванович Сладков (1920-1996) – замечательный прозаик, автор трогательных сказок-миниатюр и увлекательных рассказов.

Создал много произведений, в которых утверждал любовь к природе.

ВЕЖЛИВАЯ ГАЛКА

Много у меня среди диких птиц знакомых.

Вот приметил я одну галку за ее вежливость.

Была метель. Ранней весной бывают особые метели – солнечные. Снежные вихри завиваются в воздухе, все сверкает и несется!

Каменные дома похожи на скалы.

А над карнизом, под крышей, есть укромное местечко. Там два кирпича из стены выпали. В этом углублении и устроилась моя галка. Уютное местечко!

Если бы этой галкой был я, я бы никому такое местечко не уступил!

И вдруг вижу – подлетает к моей большой галке другая, поменьше и цветом потусклее. Прыг-скок по карнизу. Села напротив моей галки и смотрит.

Ветер ее треплет – так перья и заламывает, так белой крупой и сечет!

Моя галка кусок свой схватила в клюв – и шасть из углубления на карниз! Тепленькое местечко чужой уступила! А чужая галка хвать у моей кусок из клюва – и на ее тепленькое местечко. Лапкой чужой кусок прижала – клюет.

Вот бессовестная!

Моя галка на карнизе – под снегом, на ветру, без еды. Снег ее сечет, ветер перья заламывает. А она, глупая, терпит!

Не выгоняет маленькую.

“Наверное, – думаю, – чужая галка очень старая, вот ей место и уступают. А может, это всем известная и всеми уважаемая галка? “

А недавно вижу: обе галки – моя и чужая – сидят себе рядышком и у обеих в клювах прутики.

Эге, гнездо строят! Тут уж каждый поймет.

И маленькая галка совсем не старая. Да и не чужая она теперь. И уж, конечно, не всеми уважаемая.

А моя знакомая большая галка совсем не галка, а гал!

Но все равно мой знакомый гал очень вежливый. Я такого первый раз вижу.

По Николаю Сладкову

– Когда происходят описанные в рассказе события? Почему вежливая галка уступила уютное местечко?

Как автор рассказа относится к живой природе? Пробеги глазами содержание учебника, найди там названия произведений Н. Сладкова. Подумай, о чем они.

Что хотел сказать автор своим читателям?

С произведениями каких авторов ты познакомился в разделе “Любимые детские авторы”?

Какое из их произведений больше всего запомнилось тебе? Чем? Каких действующих лиц ты особенно отметил?

За что? Хотел бы ты с ними подружиться?




1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Любимые детские авторы