Новые способы изображения внутреннего мира человека в модернистской прозе XX столетия (по роману А. Камю “Чума”)

XIX – в начале в искусстве происходит глобальный переворот, связанный с поиском новых форм изображения человека и мира. Опираясь на достижение психологической прозы XIX столетия, писатели все больше углубляются во внутренний мир человека. Особое место в литературе XX столетия занимает показ психологии героев, попытка изобразить сложность и текучесть психологического процесса. Творческой манере А. Камю присуща утонченность психологического анализа.

Роман “Чума” построен на притворной беде, которая случилась с жителями городка

Орана в Алжире. Этот сюжет дает возможность автору создать многоплановое произведение. Но в романе есть и абстрактное, символическое содержание, которое дает возможность говорить о человеческом бытии, а роман воспринимать как притчу. А. Камю разделял идеи экзистенциализма, философского течения, которое возникло в XX столетии.

Приверженцы этого направления центром своей философской системы считают личность. Понятие “бытие” заменяется понятием “экзистента” – существование отдельной личности. Материальный мир воспринимается как угроза экзистенте, жизнь абсурдна. Человек одинок в этом мире, он сам

должен делать свой выбор.

Свобода – это не благо, а тяжелое бремя, которое несет человек. Можно выбрать полное слияние с обществом, а можно быть самим собой, выбрать развитие своей личности и противопоставить себя обществу. Психологию человека в ситуации выбора и исследует А. Камю в романе “Чума”. Чума возникает как фатальная, абсурдная сила, перед лицом которой люди делают свой выбор. Наблюдая за людьми, которые вынуждены делать свой выбор, – бороться против чумы или надеяться на ее милость, врач Рие приходит к выводу, что существует больше оснований восхищаться человеком, нежели пренебрегать им.

Новые возможности раскрытия психологии героя Камю находит в отсутствии непосредственных описаний внутренней жизни. Врач Рие – рассказчик романа. Но о себе он говорит в третьем лице, на первый план выдвигает поступки героев. Внутренний мир раскрывается через внешние проявления. Например, эпизод смерти из-за болезни сына следователя.

Ребенку ввели вакцину, на которую возлагали большие надежды. Но мальчик лишь больше страдал и дольше умирал. После его смерти Рие бросает в лицо священнику жестокие слова неверия в возможность высшей справедливости.

Автор ничего не говорит о переживаниях своего героя, но его несдержанность свидетельствует об отчаянии.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Новые способы изображения внутреннего мира человека в модернистской прозе XX столетия (по роману А. Камю “Чума”)