Образ Чипки: По роману Афанасия Мирного “Разве ревут волы, как ясли полные?”

В человека с рождения заложено все – и добро, и зло. Когда жизнь лишена духовных ценностей – победит зло. Когда душа покинута – наступает трагедия. Как помочь Чипке избежать этой страшной трагедии? С доверчивыми глазами входит он в человеческий мир и сразу натыкается на насмешливо-обидное: “незаконнорожденный”.

Народная мораль, общество перенесли грех Ивана Вареника на Мотрю и Чипку, готовое не только принизить малыша, а и заклеймить. Постепенно суживается круг тех, кто любит Чипку, жалеет его: баба Оришка, дед Влас, Григорий.

Мотриного

мужа, который имел столько имен: Иван Варениченко, Майский жук и Хрущов. Наверное, столько же он имел и жизненных дорог, которые велели его. Отец Никифора был человеком неуверенным.

Что-то криминальное передалось от него сыну. Это было что-то враждебное, дьявольское. Кто-то искала с самого рождения у мальчика рожки и хвост, а кое-кто и отца “видел” при аресте.

Нелюбовь односельчан была будто запрограммированной ребенку, обреченному на одиночество. Одиночество – страшная вещь. Сколько мыслей о своей неполноценности она порождает!

Даже в наше время одиночество, разочарование толкают на

самоубийство.

Могла ли помочь Мотря сыну, уберечь его от “злых людей”?

Я думаю, она старалась, стремилась что-то сделать. Но она не знала счастья и в жизни до замужества, и тогда, когда вышла замуж и родила сына. Мотря свободна, но в мире несправедливости теряет любые возможности для собственного счастья. Сын часто злил мать, не слушался ее, часто был зол на нее.

Не проходят несправедливости незаметно. Став взрослым, Чипка не раз обижал Мотрю, поднимал на нее руку, обкрадывал, пренебрегал.

Но были в Чипке и положительные черты: гордость, достоинство, терпение, трудолюбие. Не все убила в детстве материнская жестокость. Обратим внимание на моменты жизни главного героя, когда его не обижали, когда у него были нормальные условия для жизни: земля, уважение людей, любовь Гали. Не тогда ли Чипка был самим собой?

Изменились ли условия существования – или наследственность просыпается, или зло в душе накопилось. Но именно тогда, когда душа поет, судьба наносит тяжелый удар: жизнь ничего не достойное. Чипку постепенно покидают близкие люди, оставляют с таким обществом, которое и подбивает на преступление.

А первое нераскрытое преступление порождает новое. А каково традиционное лекарство – водка! Современная история, так ли?

Сегодня нередко можно услышать или прочитать в газетах и журналах о такой “безоблачной” к определенному времени жизни.

Вспомним тех, кто подал первую рюмку юноше, кто приучил его к водке. Это веселое общество, которое “все понимает”. Именно они и бросили его в затруднительную минуту, им нужен был не Чипка, а средства на пьянство.

Даже Галя не могла утешить мужа и подала ему в час отчаяния рюмку, позвала “друзей”, а сам Чипка в то время еще боролся с собой и судьбой.

Вот таким стал этот мужчина, который считал себя судьей над зажиточной частью общества, а потом вообще над всеми. Этот путь ему вымостило общество.

Своими жестокими поступками, кражами Чипка будто хотел утвердиться в тогдашней жизни. Постепенно у него появилась уверенность: меня не поймают, я не неудачник. Нетерпение и злость руководили им, толкали к падению в бездну, сделали “пропащей силой”.

Я хочу сказать, что человек должен постоянно давать оценку своим поступкам. Ведь любая затруднительная ситуация будет провоцировать мыслящего серьезно человека на месть или убийство. Нельзя оправдывать преступления трудным детством, злостью на людей, благосклонностью к плохим привычкам, собственной растерянностью, цель не оправдывает средства: борясь против зла, не соверши еще большего и жесточайшего бедствия.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Образ Чипки: По роману Афанасия Мирного “Разве ревут волы, как ясли полные?”