Посмеемся вместе

Литературное чтение 4 класс – И. Н. Лапшина – Освіта 2015

Посмеемся вместе

КОРОТЫШКИ ИЗ ЦВЕТОЧНОГО ГОРОДА

В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец.

В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался Цветочным городом.

Он стоял на берегу ручья.

В

одном домике на улице Колокольчиков жило шестнадцать малышей-коротышек. Самым главным из них был малыш по имени Знайка. Его прозвали так за то, что знал очень много.

А знал он много потому, что читал разные книги. От чтения книг Знайка сделался очень умным. Поэтому все его слушались и очень любили.

Но самым известным среди малышей быт Незнайка. Его прозвали Незнайкой за то, что он ничего не знал. По целым дням Незнайка слонялся по городу, сочинял разные небылицы и всем рассказывал.

В особенности Незнайка прославился после одной истории.

Однажды он гулял по городу и забрел в поле. Вокруг не было ни души. В

это время летел майский жук.

Он сослепу налетел на Незнайку и ударил его по затылку. Незнайка кубарем покатился на землю. Жук в ту же минуту улетел и скрылся вдали. Незнайка вскочил, стал оглядываться по сторонам и смотреть, кто это его ударил.

Но кругом никого не было.

“Кто же это меня ударил? – думал Незнайка. – Может быть, сверху упало что-нибудь?”

Он задрал голову и поглядел вверх, но вверху тоже ничего не было. Только солнце ярко сияло над головой.

“Значит, это на меня с солнца что-то свалилось, – решил Незнайка. – Наверно, от солнца оторвался кусок и ударил меня по голове”.

Он пошел домой и встретил знакомого, которого звали Стекляшкин. Этот Стекляшкин был знаменитый астроном.

– Слушай, Стекляшкин, – сказал ему Незнайка.

– От солнца оторвался кусок и ударил меня по голове.

– Что ты, Незнайка! – засмеялся Стекляшкин. – Если бы от солнца оторвался кусок, он раздавил бы тебя в лепешку. Солнце ведь очень большое. Оно больше всей нашей Земли.

– Не может быть, – ответил Незнайка. – По-моему, солнце не больше тарелки.

– Нам только так кажется, потому что солнце очень далеко от нас. Солнце – огромный раскаленных! шар. Если бы от солнца оторвался хоть маленький кусочек, то он разрушил бы весь наш город.

– Ишь ты! – ответил Незнайка. – А я и не знал, что солнце такое большое. Пойду-ка расскажу нашим – может быть, они еще не слыхали про это.

Незнайка побежал во всю прыть домой и давай кричать:

– Братцы, спасайся! Кусок летит!

– Какой кусок? – спрашивают его.

– От солнца оторвался кусок. Скоро шлепнется – и всем будет крышка. Знаете, какое солнце?

Оно больше всей нашей Земли!

– Что ты выдумываешь!

– Ничего я не выдумываю. Это Стекляшкин сказал. Он в свою трубу видел.

Все выбежали во двор и стали смотреть на солнце. Смотрели, смотрели, пока из глаз не потекли слезы. Всем сослепу стало казаться, будто солнце на самом деле щербатое. А Незнайка кричал:

– Спасайся кто может! Беда!

Все стали хватать свои вещи. Тюбик схватил краски и кисточку, Гусля – свои музыкальные инструменты. Доктор Пилюлькин метался по всему дому и разыскивал походную аптечку, которая где-то затерялась. Пончик схватил зонтик и уже выбежал за ворота, но тут раздался голос Знайки:

– Успокойтесь, братцы! Ничего страшного нет. Разве вы не знаете, что Незнайка болтун?

Все это он выдумал.

– Выдумал? – закричал Незнайка. – Вот пойдите спросите Стекляшкина.

Все побежали к Стекляшкину, и тогда выяснилось, что Незнайка на самом деле все сочинил. Ну и смеху тут было! Все смеялись над Незнайкой и говорили:

– Удивляемся, как это мы тебе поверили!

– А я будто не удивляюсь! – ответил Незнайка. – Я ведь и сам поверил.

Вот какой чудной был этот Незнайка.

По Николаю Носову

Найди слова Стекляшкина о солнце. Как это же объяснял другим малышам Незнайка? Найди его слова о приближающейся катастрофе. Что в них выдумано, а что – реально? Что очень удивило Незнайку в поведении малышей?

Почему?

Кто из жителей Цветочного города вызывает у тебя симпатию? Почему? В каких поступках он проявляет свои лучшие качества?

Потренируйся в просматривании текста. Быстро найди предложение “Только солнце ярко сияло над головой”.

Поработайте в парах. Прочитайте объяснение значения слова юмор.

Ю́мор – насмешливое, но без злобы отношение к чему-нибудь; умение изобразить что-то в комическом (смешном, забавном) виде.

Обсудите, можно ли назвать юмористическим рассказ о том, как Незнайку ударил осколок солнца. Приведите примеры из текста (ситуации, слова, выражения), которые подтверждают вашу мысль.

Прочитай главу из повести-сказки Э. Успенского о приключениях крокодила Гены и его друзей. Части этой главы перепутаны.

– Подумай, в каком порядке должны быть эти части. Запиши в тетради цепочку цифр – номера частей – в той последовательности, которую ты считаешь правильной.

КРОКОДИЛ ГЕНА И ЕГО ДРУЗЬЯ

(Отрывок)

1

Вскоре крокодил появился у Чебурашки.

– Я очень рад, что ты пришел, – встретил его хозяин. – Только я, оказывается, совсем не умею варить кофе. Может, ты возьмешься приготовить его?

Гена взялся за работу. Когда кофе вскипел, Чебурашка быт очень доволен.

Гена и Чебурашка почти каждый вечер проводили вместе. После работы они собирались у крокодила дома, мирно беседовали, пили кофе и играли в крестики-нолики. И все-таки Чебурашке не верилось, что у него наконец появился настоящий друг.

“Интересно, – подумал он однажды, – а если бы я сам пригласил крокодила в гости, пришел бы он ко мне? Конечно, пришел бы! Ведь мы с ним друзья! А если нет?”

2

– Как? Хорошо я тебя угостил? – спрашивал он у крокодила, провожая его домой.

– Кофе получился превосходный, – отвечал Гена. – Только я попрошу тебя об одном одолжении. Если ты еще раз захочешь угостить меня, не стесняйся, приходи ко мне домой. И говори, чем ты меня хочешь угостить: чаем, кофе или просто обедом. У меня дома все есть.

И мне это будет гораздо удобнее. Договорились?

– Договорились, – сказал Чебурашка. Он, конечно, огорчился немного, что Гена сделал ему замечание. Но все равно быт очень доволен.

Ведь сегодня салі крокодил приходил к нему в гости.

3

Чтобы долго не раздумывать, Чебурашка позвонил крокодилу:

– Алло, Гена, привет! Ты что делаешь?

– Ничего, – ответил крокодил.

– Знаешь что? Приходи ко мне в гости.

– В гости? – удивился Гена. – Зачем?

– Кофе пить, – сказал Чебурашка. Это было первое, что пришло ему в голову.

– Ну что же, – сказал крокодил, – я с удовольствием приду.

– Только ты захвати с собой, пожалуйста, чашки, а то у меня нету никакой посуды!

– Что ж, захвачу. – И Гена стал собираться.

Но Чебурашка позвонил опять:

– Ты знаешь, у меня и кофейника нет. Возьми, пожалуйста, свой. Я у тебя видел на кухне.

– Хорошо. Возьму.

– И еще одна маленькая просьба. Забеги по дороге в магазин, а то у меня кофе кончился.

– Расскажи, как ты выполнял задание. Как ты рассуждал? Какие части сразу стали на свое место? Над какими пришлось подумать?

Как ты считаешь, что дает такая работа?

Придумай несколько вопросов по этому отрывку из повести-сказки.

Эдуард Успенский

Рассказ, который вы прочитаете, разделен на 4 части. Распределите между собой, кто какую часть молча прочитает. После этого каждый участник группы расскажет остальным трем содержание своей части.

В результате все будут знать содержание рассказа, хотя каждый прочитал только по одной части.

ЖУЛЯ И МУРКА

1

Жуля и Мурка – закадычные друзья. Мурка – черная кошка с белой кисточкой на кончике хвоста. А Жуля – рыжая такса.

Собака и кошка часто играют в салочки: Мурка бежит за Жулей, стараясь лапами поймать ее хвостик, а потом Жуля пытается догнать Мурку. Кошка всегда побеждает: вскарабкивается на дерево, оставляя собаку скакать внизу. Наигравшись, подружки возвращаются в дом.

В прихожей они забираются каждая в свою корзинку и засыпают. Корзинки Жули и Мурки стоят рядом.

2

Недавно у Мурки появились котята – четыре крошечных, беспомощных комочка. Мы боялись, что Жуля может их обидеть. Поэтому ее корзинку переставили подальше от Муркиной.

Как-то раз мы услышали жалобное мяуканье и поспешили в прихожую. Мурка растерянно переминалась в пустой корзинке и мяукала, глядя на нас. Она будто спрашивала: “Где же котята?”

Мама подошла к корзинке Жули и увидела трогательную картину. Довольная собой такса лежала не шевелясь. Глаза ее радостно блестели.

А под ее теплым животом спали котята.

Жуля оказалась верной подругой. Когда мурка ненадолго отлучилась, такса решила присмотреть за котятами. Чтобы они не замерзли, собака перенесла их к себе.

3

После этого корзинки Мурки и Жули снова поставили рядом.

Когда котята подросли, их начали выносить поиграть на солнышке. Мурка иногда уходила по своим кошачьим делам, оставляя малышей под присмотром внимательной Жули.

Однажды, наблюдая за игрой котят, Жуля задремала. А проснувшись, обнаружила лишь троих малышей. Такса беспокойно забегала по двору. Появилась Мурка. Волнуясь, она стала быстро облизывать оставшихся котят, между делом тревожно оглядывая двор.

Потом Мурка зазвала малышей в корзинку, а сама принялась искать пропавшего котенка, отрывисто мяукая. В это время Жуля рыскала по двору, низко нагнув голову к земле: она вынюхивала след.

4

Вдруг такса радостно взвизгнула. Все подбежали к ней. Собака стояла передними лапами на скамейке и махала хвостом, глядя на бабушкины тапочки, которые сушились там после стирки. Мурка прыгнула на скамейку и нежно замурлыкала.

Пропавший котенок сладко спал в тапочке, как в колыбельке, а наружу торчали только кончики маленьких ушек.

Елена Литвиненко

– Какими были Жуля и Мурка? Умели ли они дружить? Правильно ли, по-твоему, поступили хозяева животных, что переставили их корзинки?

Подтверди свое мнение строками из рассказа.

Что в рассказе показалось тебе смешным?

Приходилось ли тебе наблюдать веселые истории из жизни домашних животных? Расскажи об этом в классе.

Что значит выражение “закадычные друзья”? Выбери выражение, подходящее для замены: а) существа, живущие в одном помещении; б) верные, преданные друзья.

– В рассказе пропущены некоторые слова, каждое из которых имеет номер. Читай внимательно и догадывайся, какие слова пропущены.

ЯАНДРЕЕВ

Все из-за фамилии происходит. Я по алфавиту первый в журнале; чуть что, сразу меня вызывают. Поэтому и учусь хуже всех.

Вот у Вовки Якулова все отлично. С его фамилией это нетрудно, – он и по списку… (1). Жди, пока его… (2). А с моей фамилией пропадешь.

Стал я думать, что мне… (3). За обедом думаю, перед сном думаю – никак ничего не могу… (4). Я даже в шкаф залез думать, чтобы мне… (5).

Вот в шкафу-то я это и придумал.

Прихожу в класс, заявляю ребятам:

– Я теперь не Андреев. Я теперь Яандреев.

– Мы давно знаем, что ты Андреев.

– Да нет, – говорю, – я не Андреев, а Яандреев, на “Я” начинается – Яандреев.

– Ничего не понятно. Какой же ты Яандреев, когда ты просто… (б). Таких фамилий вообще не бывает.

– У кого, – говорю, – не бывает, а у кого и… (7). Это позвольте мне знать.

– Удивительно, – говорит Вовка, – почему ты вдруг Яандреевым стал!

– Еще увидите, – говорю.

Подхожу к Анне Петровне:

– У меня, знаете, дело такое: я теперь Яандреевым стал. Нельзя ли в журнале меня изменить, чтобы я на “Я” … (8)?

– Что за фокусы? – удивилась Анна Петровна.

– Это совсем не фокусы. Просто мне это очень важно. Я тогда сразу отличником… (9).

– Ах, вот оно что! Тогда можно. Иди, Яандреев, урок… (10).

Виктор Голявкин

Проверь, правильно ли ты догадался, какие слова пропущены. Для этого по номеру из текста найди слово среди слов “Для справок”. Не обязательно угадать слова точно, но важно, чтобы они подходили по содержанию.

Для справок: 1 – в самом конце, 2 – вызовут, 3 – предпринять. 4 – придумать, 5 – не мешали. 6 – Андреев. 7 – бывает, 8 – начинался.

9 – буду, 10 – отвечать.

– Что придумал мальчик? Как ты думаешь, что могло произойти дальше? Какая основная мысль рассказа?

Попробуй ответить, начав с того, как ты понимаешь первое предложение рассказа.

Прочитай русскую пословицу. Расскажи, как ты понимаешь ее смысл.

Наука даром не дается наука трудом берется.

ПОЖАР ВО ФЛИГЕЛЕ1, ИЛИ ПОДВИГ ВО ЛЬДАХ…

Мы с Мишкой так заигрались в хоккей, что совсем забыли, на каком мы находимся свете, а когда спросили проходящего мимо дяденьку, который час, он нам сказал:

– Ровно два.

Мы с Мишкой прямо за голову схватились. Уже два часа! Мы же в школу опоздали! Я подхватил портфель и закричал:

– Бегом давай, Мишка!

И мы полетели, как молнии. Но очень скоро устали и пошли шагом. Мишка сказал:

– Не торопись, теперь уже все равно опоздали.

Я говорю:

– Ох, влетит… Родителей вызовут! Ведь без уважительной же причины. Слушай, знаешь что?

Надо придумать что-нибудь интересное и храброе, чтобы нас еще и похвалили за опоздание, понял?

Мишка говорит:

– Это как?

1 Фли́гель – пристройка сбоку главного здания или дом во дворе большого здания.

А я:

– Ну, например, выдумаем, что где-нибудь был пожар, а мы ребенка из этого пожара вытащили, понял?

Мишка обрадовался:

– Ага, понял! Можно про пожар выдумать, а то еще лучше сказать, будто лед на пруду проломился, и ребенок этот – бух!.. В воду упал!

А мы его вытащили… Тоже красиво!

– Ну да, – говорю я, – правильно! Но пожар все – таки лучше!

И мы с ним еще немножко поспорили, что интересней и храбрей, и не доспорили, а уже пришли к школе.

В раздевалке наша гардеробщица тетя Паша вдруг говорит:

– Ты где это так оборвался, Мишка? У тебя весь ворот без пуговиц. Нельзя таким чучелом в класс являться.

Раз уж ты опоздал, давай хоть пуговицы-то пришью! А ты, Дениска, иди в класс, нечего тебе тут торчать!

Я сказал Мишке:

– Ты поскорее тут шевелись, а то мне одному, что ли, отдуваться?

И вот я тихонько приоткрываю дверь нашего класса, просунул голову, и вижу весь класс. Слышу, как Раиса Ивановна диктует по книжке:

– Птенцы пищат…

Я сразу сказал:

– Можно войти, Раиса Ивановна?

Раиса Ивановна вгляделась в меня и прямо ахнула:

– Что у тебя за вид? Где это ты так извалялся? А? Отвечай толком!

А я еще ничего не придумал и говорю, что попало, только чтобы время протянуть:

– Я, Раиса Иванна, не один… Вдвоем мы, вместе с Мишкой… Вот оно как.

Oго!.. Ну и дела!

А Раиса Ивановна:

– Что? Ты успокойся, говори медленней, а то непонятно! Что случилось? Где вы были?

Да говори же!

А я совсем не знаю, что говорить. А надо говорить. А что будешь говорить, когда нечего говорить? Вот я и говорю:

– Мы с Мишкой. Да. Вот…

Шли себе и шли. Мы в школу шли, чтоб не опоздать. И вдруг такое!

Ух ты!

Тут все в классе рассмеялись и загалдели. Но Раиса Ивановна быстро прекратила этот базар.

– Тише, – сказала она, – дайте разобраться! Кораблев! Отвечай, где вы были?

Где Миша?

А у меня в голове уже началось какое-то завихрение и я ни с того ни с сего брякнул:

– Там пожар был!

И сразу все утихли. А Раиса Ивановна побледнела и говорит:

– Где пожар?

А я:

– Возле нас. Во дворе. Во флигеле. Дым валит – прямо клубами. А мы идем с Мишкой мимо этого… как его… мимо черного хода!

А дверь этого хода кто-то доской снаружи припер. А оттуда, значит, дым! И кто-то пищит.

Ну, мы доску отняли, а там маленькая девочка. Плачет. Задыхается.

Ну, мы ее за руки, за ноги – спасли. А тут ее мама прибегает, говорит: “Как ваша фамилия, мальчики? Я про вас в газету благодарность напишу”. А мы с Мишкой говорим: “Что Вы, какая может быть благодарность за эту пустяковую девчонку! Мы скромные ребята”.

Вот. Раиса Ивановна?

Она встала из-за стола и подошла ко мне. Глаза у нее были серьезные и счастливые. Она сказала:

– Как это хорошо! Очень рада, что вы с Мишей такие молодцы! Иди садись.

Посиди…

И я видел, что она прямо хочет меня погладить или даже поцеловать. И мне от всего этого не очень-то весело стало. И я пошел потихоньку на свое место, и весь класс смотрел на меня, как будто я и вправду сотворил что-то особенное. И на душе у меня скребли кошки.

Но в это время дверь распахнулась, и на пороге показался Мишка. Все повернулись и стали смотреть на него.

А Раиса Ивановна обрадовалась.

– Входи, – сказала она, – входи, Миша. Сядь. Успокойся.

Ты ведь, конечно, тоже переволновался.

– Еще как! – говорит Мишка. – Боялся, что Вы заругаетесь.

– Ну, раз у тебя уважительная причина, – говорит Раиса Ивановна, – ты мог не волноваться. Все-таки вы с Дениской человека спасли. Не каждый день такое бывает.

А Мишка совершенно забыл, о чем мы с ним говорили.

– Ч-ч-человека? – говорит Мишка и даже заикается. – С… с… спасли?

Тут я понял, что Мишка сейчас все испортит. И я решил ему помочь, чтобы он вспомнил, и так ласково ему говорю:

– Ничего не поделаешь, Мишка, брось притворяться… Я уже все рассказал!

И сам в это время делаю ему глаза со значением: что я уже все наврал и чтобы он не подвел! Вдруг вижу – он вспомнил! И сразу догадался, что надо делать дальше!

Вот наш милый Мишенька глазки опустил и таким противным, приличным голоском говорит:

– Ну зачем ты это! Ерунда какая…

И даже покраснел, как настоящий артист. Ай да Мишка! Он сел за парту как ни в чем не бывало и давай тетради раскладывать. Все на него смотрели с уважением, и я тоже.

И, наверно, этим дело бы и кончилось. Но тут черт все-таки дернул Мишку за язык, и ни с того ни с сего он сказал:

– А он вовсе не тяжелый был. Кило десять – пятнадцать, не больше…

Раиса Ивановна говорит:

– Кто? Кто не тяжелый?

– Да мальчишка этот.

– Какой мальчишка?

А Мишка:

– Да которого мы из-подо льда вытащили…

– Ты что-то путаешь, – говорит Раиса Ивановна, – ведь это быта девочка! И потом, откуда там лед?

А Мишка гнет свое:

– Как – откуда лед? Зима, вот и лед! А мы с Дениской идем, слышим – кто-то из проруби кричит. Барахтается и пищит. Карабкается.

Лед, конечно, обламывается! Ну, мы с Дениской подползли, этого мальчишку за руки, за ноги – и на берег. Ну, тут дедушка его прибежал, давай слезы лить…

Я уже ничего не мог поделать: Мишка врал, как по-писаному, еще лучше меня. А в классе уже все догадались, что он врет и что я тоже врал, и после каждого Мишкиного слова все покатывались, а я ему делал знаки, чтобы замолчал и перестал врать, потому что он не то врал, что нужно, но куда талі! Мишка никаких знаков не замечал и заливался соловьем:

-Ну, тут дедушка нам говорит: “Сейчас я вам именные часы подарю за этого мальчишку”. А мы говорим: “Не надо, мы скромные ребята!”

Я не выдержал и крикнул:

– Только это был пожар! Мишка перепутал!

А он мне:

– Ты что, какой может быть в проруби пожар? Это ты все позабыл.

А в классе все падают в обморок от хохота, просто помирают! А Раиса Ивановна как хлопнет по столу! Все замолчали.

А Мишка так и остался стоять с открытым ртом.

Раиса Ивановна говорит:

– Как не стыдно врать! Какой позор! А я-то их считала хорошими ребятами!..

Продолжаем урок.

И все сразу перестали на нас смотреть. И в классе было тихо и как-то скучно. И я написал Мишке записку: “Вот видишь, надо было говорить правду!”

А он прислал ответ: “Ну конечно! Или говорить правду, или получше сговариваться”.

По Виктору Драгунскому

– Прочитай рассказ. Раздели его на такие части: договор Дениски и Мишки – рассказ Дениски – рассказ Мишки – обмен записками.

Подбери цепочку сочетаний слов, которые отражают последовательность событий каждой части текста. Какое из них ты считаешь самым ярким? А самым смешным?

– Какое произведение из этого раздела тебе больше всего понравилось? Чем? Что такое юмор? Какие произведения называются юмористическими?

Каких авторов юмористических рассказов ты запомнил?

Должен ли настоящий читатель задумываться при чтении над дальнейшим содержанием? Получается ли это у тебя? Какие задания этого раздела способствовали развитию умения предугадывать текст?




1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Посмеемся вместе