Путями Орфея: тема искусства и художника в поэзии Р. Г. Рильке

Темой и целью любого искусства есть примирение индивидууму со Вселенной.

Р. Г. Рильке.

Р. Г. Рильке – один из самых утонченных поэтов начала XX ст. Способность воспринимать культурные ценности разных эпох и народов, духовная широта, острота мироощущения, которыми он был одарен от природы и развивал в себе на протяжении всей своей жизни, дали возможность ему не только продолжать традиции европейской литературы, а и сказать в ней свое неповторимое слово. Рильке стремился силой поэзии противодействовать ненависти, отчужденности, бездуховности,

которые пленили современный ему мир. Болезненно воспринимая потерю гармонии с Космосом, поэт считал, что возродить ее можно с помощью искусства.

Поэтому тема художника и искусства была одной из ведущих в его творчестве.

В 1923 г. Рильке завершил сборник “Сонеты к Орфею”, который считается вершиной его творчества. По древнегреческим мифам, Орфей – певец, музыкант, наделенный магической силой. Его музыка и пение покоряют людей, зверей и даже богов.

Властитель мира умерших Аид, тоже очарован искусством певца, обещает возвратить его любимую из света умерших, но при одном условии: Орфей не должен

оглядываться на жену, которая шла за ним. И Орфей обернулся – и потерял Эвридику навсегда.

Предоставляя силе поэтического слова огромного значения в духовной жизни человека, именно образ Орфея избрал Рильке для стихов, в которых полнее всего отобразил свои художественные идеалы. Сборник “Сонеты к Орфею” состоит из пятидесяти произведений.

В первой части “Сонетов” автор изображает легендарного певца, который своим искусством изменяет мир, перерождает его:

Пение Орфея! Пения полный слух.

Смолкло все, и плывет сквозь молчание

Новое начало, знак новый и движение.

Окружающий мир благодаря силе слова становится добрейшим, в сердцах живых существ пробуждается любовь:

Выходят звери из лесной тишины, покинув норы или берлоги, они, небось, сделались смирнее не из-за страха, не из-за ухищрений своих, а потому что прислушивались. Рев, гам сломали в их сердцах.

Пение Орфея пробуждает в людях влечение к небесному, вечному, к гармонии, воздвигает в их душах храм любви. Рильке делает Орфея символом творческой силы, которая может спасти мир, олицетворением всемогущества поэзии и музыки.

Орфей спустился к Аиду, чтобы забрать свою Эвридику, так как ему не было без нее жизнь. И Эвридика уже одолела свой земной путь, отошла от плотской жизни, ее дух поднялся к небесным высотам: Она в себе вся скучилась, смертью наполненная по венцы. Как плод вбирает сладость и тьму, она вобрала в себя смерть великую, такую новую, что и не постичь ей.

Той Эвридики, что жила когда-то на Земле, уже нет, она теперь маленькая долька Вселенной.

Потеря любимой породила в душе Орфея плач такой силы, что

…даже мир весь обернулся, где снова все было: и лес, и путь, и поле, и река, и зверь; но в плачущем том мире так же, как над другой землей, и солнце шло, и розовело тихо небо…

Своей песней Орфей соединил мир земной и потусторонний, души живых и умерших людей, живые и безжизненные частички Космоса, который постоянно изменяется, находятся в вечном движении. А именно в этом и видел миссию поэта на земле Райнер Рильке.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Путями Орфея: тема искусства и художника в поэзии Р. Г. Рильке