Роль композиции романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”

В предисловии “Журналу Печорина” Лермонтов пишет: “История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее историй целого народа…” Вот рассказать эту “историю души человеческой” и поставил себе задачей Лермонтов в своем романе. Его внимание прежде всего обращено на то, чтобы раскрыть сложный и противоречивый характер главного героя. Такая идейная задача и определила своеобразное построение романа. Особенностью его является нарушение хронологической последовательности событий, о которых

рассказывается в романе.

Роман состоит из пяти частей, из пяти повестей. Каждая повесть имеет свой жанр, свой сюжет и свое название. Но основной герой объединяет все эти повести в единое целое. Знаменитая “перевернутая” композиция лермонтовского романа помогает понять эгоистичную, индивидуалистическую природу поступков главного героя.

Каждая повесть все полнее раскрывает характер Печорина. В повести “Бэла” о Печорине рассказывает Максим Максимыч, простой армейский штабс-капитан, плохо разбирающийся в душевной сложности Печорина. Печорин противопоставлен Максиму Максимычу, который живет

для других, а не для себя. Печорин признается, что становится “причиною несчастья других, но и сам от этого не менее несчастлив”.

Жизнь, прожитая в салонах высшего света, любовь светских красавиц “раздражала его самолюбие, а сердце оставалось пусто”. Служба на Кавказе не оправдала его надежды на другую, полную активного действия жизнь. Напрасно он думал, что близость смерти, жужжание чеченских пуль возродит его: “стало скучнее прежнего”, когда он привык к опасности. Его надежда на любовь к юной “дикарке”, Бэле, тоже оказалась иллюзорной. Жизнь его состоит из противоречий.

Он осознает никчемность своего существования, но, увы! – не знает, как изменить его. “Авось где-нибудь умру на дороге!” – обреченно говорит он Максиму Максимычу. Последние три повести – это история жизни Печорина, написанная им самим. Эта история дается то в виде дневника (“Княжна Мери”), то в форме записок, которые герой составил уже спустя некоторое время после пережитых событий. В своем дневнике он “беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки”, был строгим судьей самому себе. Последняя повесть “Фаталист” отвечает на вопрос, что привело Печорина к признанию необходимости, даже разумности холодного правила “смотреть на страдания и радости других только в отношении себя”.

В повести он сравнивает предыдущее поколение со своим. У первых были надежды и страсти, которые угасли вместе с ними. У них была сила воли, уверенность в себе, в своих силах, в своем предначертании, а нынешние “жалкие потомки” не имеют ни убеждений, ни гордости, они не способны “к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья”. Композиция и сюжет романа, таким образом, построены так, что незаметно ведут нас от поступков, которые совершает вначале Печорин, к их причинам.

Самое тяжелое обвинение Печорину – отсутствие жизненной цели, бесплодность существования. Напрасно растратил он свои “необъятные силы”, не найдя своего “высшего назначения”. О подобных людях поколения 30-х годов XIX века сказал Лермонтов в знаменитой “Думе”: Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Роль композиции романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”