Смысл названия комедии “Горе от ума”
В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим. А. С. Грибоедов Есть в русской литературе великие проведения, уже в названиях которых заключен их основной идейный смысл. Это “Мертвые души” Н. В. Гоголя, “Доходное место”, “Гроза” А. Н. Островского, “Накануне” и “Отцы и дети” И. С. Тургенева, “Война и мир”, “Воскресение” Л. Н. Толстого.
Достойное место в этом ряду занимает комедия А. С. Грибоедова “Горе о ума”.
Именно в таком смысле употребляли эти слова декабристы и близкие к ним люди. Грибоедов в своей комедии поднял голос в защиту разума, просвещения,
Это и двоюродный брат Скалозуба, набравшийся “каких-то новых правил”, несмотря на то, что “чин следовал ему”, “он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать”. Это и ученый племянник княгини Тугоуховской, который тоже “чинов не хочет знать”, и профессора Педагогического института: они упражняются “в расколах и безверье”. От имени этих молодых людей, детей 1812 года, и выступает Чацкий.
Поэтому “мы” в его монологе не случайно: “теперь пускай из нас один, из молодых людей, найдется враг исканий…” Ум Чацкого следует понимать и буквально, ведь стремление к просвещению – характерная черта передовой молодежи (вспомним, как Софья упрекает его: “Зачем ума искать и ездить так далеко?”), и как враждебные дворянской Москве передовые взгляды. “Мы были дети 1812 года”,- сказал декабрист М. И. Муравьев-Апостол. И мы, читатели, за одинокой в комедии фигурой Чацкого угадываем всю молодую Россию грибоедовского времени, Россию будущих декабристов и их единомышленников. В столкновении Чацкого с фамусовским миром, как солнечный луч в капле воды, отразилась та борьба между старым и новым, которая наиболее полно характеризует эпоху.
Мысль о невозможности согласия, примирения двух противоборствующих лагерей блестяще подчеркнута названием комедии.