Кто главный герой поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”?
Рассматривая галерею персонажей, выведенных Гоголем в первом томе “Мертвых душ”, невольно задаешься вопросом: а кто же из них главный герой? Конечно, нелепо искать его среди помещиков. Ни сладкий до приторности, бестолковый Манилов, ни “дубинноголовая” Коробочка, ни “истерический человек” Ноздрев, мелкий пакостник и плут, ни утративший человеческий облик “скупой рыцарь” Плюшкин, ни чугунный “кулак” Собакевич не годятся в герои, ибо в них нет ничего положительного. Городские чиновники, воры и взяточники, тоже всего
Еще менее достойны внимания их болтливые и глупые жены. Одна только дочь губернатора вызывает у нас симпатию своей чистотой и неиспорченностью, и то потому, что мы смотрим на нее влюбленными глазами Чичикова. Так, может, Павел Иванович Чичиков и есть настоящий герой поэмы? Ведь он, единственный, вызывает у нас если не симпатию, то некоторое сочувствие (мы даже огорчаемся, когда его афера срывается).
Гоголь рассказывает о его не очень привлекательной жизни увлеченно и подробно, давая возможность читателям
И тем не менее он – не герой. Не в нем надежда России на лучшее будущее. Возможно, Гоголь надеялся на народ? Но в романе показан люд услуживающий, развращенный и приниженный. Ни Селифан, ни Петрушка не способны осознать свое положение и восстать против него (даже в качестве разбойников капитана Копейкина).
Гоголь не верил, что бунты способны конструктивно изменить положение в стране. . Так кто же настоящий герой поэмы? Русь. Россия.
Та самая птица-тройка, которая летит над пыльным трактом: “Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства”. В заключительных строках первого тома звучит вера в достойное и высокое предназначение России, в светлое будущее ее народа.
Related posts:
- Смысл названия поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” Во времена выхода поэмы название “Мертвые души” казалось странным, звучало непонятно. Ведь душа человека бессмертна и вдруг – “мертвые души”. Само это словосочетание до Гоголя в литературе не употреблялось, хотя случаи скупки и залога документов на умерших крестьян были известны. Но, кроме наименования числившихся в “ревизских списках”, по ушедших из жизни крепостных, название имело еще […]...
- Смысл названия поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” Название поэмы Гоголя “Мертвые души” многозначно. Несомненно влияние на поэму “Божественной комедии” Данте. Название “Мертвые души” идейно перекликается с названием первой части поэмы Данте – “Ад”. С “мертвыми душами” связан сам сюжет произведения: Чичиков скупает “души” умерших крестьян, чтобы, оформив купчую, заложить купленных крестьян уже как живых в опекунский совет и получить за них кругленькую […]...
- Композиция поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” По замыслу Н. В. Гоголя, темой поэмы должна была стать вся современная ему Россия. Конфликтом первого тома “Мертвых душ” писатель взял два типа противоречий, присущих русскому обществу первой половины XIX века: между мнимой содержательностью и действительной ничтожностью господствующих слоев общества и между духовными силами народа и его закабалителями. Действительно, “Мертвые души” можно назвать энциклопедическим исследованием […]...
- Жанрово-композиционное своеобразие поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” Н. В. Гоголь – выдающийся писатель критического реализма, продолжающий традиции А. С. Пушкина и углубляющий критическое отношение к современной действительности. Задумывались “Мертвые души” таким образом, чтобы в произведении “явилась” вся Русь. Естественно, что такой колоссальный замысел не укладывался в существующие жанровые рамки; композиционное строение тоже должно было стать чем-то особым. До сих пор вызывает споры […]...
- Своеобразие жанра поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” Хотя понятие жанра непрерывно изменяется и усложняется, под жанром можно понимать исторически складывающийся тип литературного произведения, которому присущи определенные черты. Уже по этим чертам нам во многом становится ясна основная мысль произведения, и мы примерно угадываем его содержание: от определения “роман” мы ждем описания жизни героев от начала до конца, от комедии – динамичного действия […]...
- Образ России и народа в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Русь! Русь!.. Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе?.. ‘Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?.. Н. В. Гоголь “Мертвые души” Н. В. Гоголя – это не только сатира на Россию Чичиковых и […]...
- Изображение города в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” “Вся Русь явится в нем”, – писал о своем произведении сам Н. В. Гоголь. Отправляя своего героя в дорогу по России, автор стремится показать все, что свойственно русскому национальному характеру, все, что составляет основу русской жизни, историю и современность России, пытается заглянуть в будущее… С высоты своих представлений об идеале автор судит “всю страшную, потрясающую […]...
- Роль лирических отступлений в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Лирическими отступлениями пронизано все полотно “Мертвых душ”. Именно лирические вставки раскрывают идейно-композиционное и жанровое своеобразие поэмы Гоголя, ее полемическое начало и образ автора. По мере развития сюжета появляются новые лирические отступления, каждое из которых уточняет мысль предыдущего, развивает новую идею и все более проясняет авторский замысел. Примечательно, что “Мертвые души” насыщены лирикой вовсе не равномерно. […]...
- Помещики в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Поэма Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души” охватывает разнообразные сферы русской действительности 30-40-х годов XIX века. В ней автор отразил уклад жизни и нравы разных слоев общества – помещиков, чиновников, крестьян. Крупным планом изображены в поэме помещики. Причем последовательность знакомства их с читателем выбрана Гоголем не случайно. Начиная от Манилова и заканчивая Плюшкиным, автор усиливает горькую […]...
- Живая Россия в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Современник А. С. Пушкина, Н. В. Гоголь создавал свои произведения в тех исторических условиях, которые сложились в России после неудачного первого революционного выступления – выступления декабристов в 1825 году. Обращаясь в произведениях к важнейшим историческим проблемам своего времени, писатель пошел дальше по пути реализма, который был открыт Пушкиным и Грибоедовым. В. Г. Белинский писал: “Гоголь […]...
- Россия и русский народ в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа… Н. В. Гоголь Почти у каждого писателя есть произведение, которое является делом всей его жизни, творением, в которое вложил он свои искания и сокровенные думы. Для Гоголя это, без сомнения, “Мертвые души”, так и оставшиеся неоконченными после семнадцати лет работы. Поэма вызвала горячие споры и […]...
- Исполнил ли Чичиков заветы отца? (по поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”) Вступая в самостоятельную жизнь, Павел Иванович Чичиков, тогда еще мальчишка, получил от отца “умное наставление”: учиться, а не повесничать; больше всего угождать начальникам; водиться с товарищами, которые побогаче; не угощать никого, а вести себя гак, чтобы тебя угощали; а главное – беречь и копить копейку: “Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой”. Отец Чичикова […]...
- Живое и мертвое в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Само название гоголевского произведения содержало в себе кричащие противоречие, которое не могло не броситься в глаза современников и на которое первым обратил внимание один из цензоров, не за что не хотевший пропускать поэму в печать на том основании, что автор якобы покушается на бессмертие души. Бдительного цензора пытались успокоить, сказав, что речь идет о ревизских […]...
- Губернское общество в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” В заметках к первому тому “Мертвых душ” Гоголь писал: “Идея города. Сплетни, перешедшие пределы, как все это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени… Весь город со всем вихрем сплетен – преобразование бездеятельности жизни всего человечества в массе”. Так характеризует писатель губернский город NN и его жителей. Нужно сказать, что губернское общество […]...
- Гомеровские и данттовские мотивы в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Сюжет “Мертвых душ” Н. В. Гоголю подсказал А. С. Пушкин, отметив основным достоинством его то, что “можно вместе с героем изъездить всю Русь”. Именно это и оценил Н. В. Гоголь и построил свою поэму как бесконечное путешествие Чичикова. Бели читать поэму не вдумываясь, то может создаться ощущение, что это абсолютно ни на что не похожее […]...
- Гоголевский “смех сквозь слезы” в поэме “Мертвые души” Существует знаменитое высказывание, относящееся к творчеству Гоголя: “смех сквозь слезы”. Гоголевский смех. Почему он никогда не бывает беззаботным? Почему даже в “Сорочинской ярмарке”, одном из самых светлых и веселых произведений Гоголя, финал неоднозначен? Празднество по случаю свадьбы молодых героев завершается пляской старух. Мы улавливаем некоторый диссонанс. Эту удивительную, чисто гоголевскую особенность грустно улыбаться первым заметил […]...
- Авторские идеалы и действительность в поэме “Мертвые души” Гоголь задумывал “Мертвые души” как произведение, обличающие социальные пороки общества, поэтому он искал центрального сюжета не простой какой-нибудь жизненный факт, а такой, который бы дал возможность обнаружить скрытные явления действительности. В этом смысле Гоголю как нельзя лучше подошел сюжет, предложенный А. С. Пушкиным. Замысел “изъездить вмести с героем всю Русь” давал автору возможность показать жизнь […]...
- Почему Хлестаков – главный герой комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”? Известно, что Николай Васильевич Гоголь, сколь бы важной ни представлялась ему борьба со всякого рода взяточниками, казнокрадами и прочими проходимцами, ослабляющими государство, все же главным лицом своей пьесы считал именно проходимца и плута Хлестакова. Что это? Гениальный ход великого художника? Желание подразнить общество? Может быть, какой-нибудь тонкий намек? Иван Александрович Хлестаков, мелкий чиновник из Петербурга, […]...
- Алеша Пешков – главный герой поветсти “Детство” Повесть “Детство” – это автобиографическое произведение М. Горького, главный герой которой – Алеша Пешков. После того как у мальчика умер отец, он стал жить с дедом и бабушкой. В доме деда царила мрачная атмосфера, в которой и формировался характер Алеши. Хотя нужно сказать, что она почти не повлияла на мировоззрение этого героя. С первых дней […]...
- Тарас Бульба – герой повести Н. В. Гоголя Тарас Бульба – главный герой повести Н. В. Гоголя – был “один из числа коренных, старых полковников” и смысл своей жизни видел в борьбе за независимость родины. В своих товарищах, казаках, он ценил храбрость, смелость. Когда сыновья Тараса, Остап и Андрий, вернулись домой из бурсы, Тарас, не дав им погулять вволю, побыть с матерью, поспешил […]...
- Современен ли главный герой повести Бальзака “Гобсек”? “Человеческая комедия” Бальзака, в которую входит и повесть Гобсек”, до сих пор не утратила своей актуальности. Возможно, потому, что люди с тех пор мало изменились. Доброта, чуткость, преданность, чистота по-прежнему противостоят злу, зависти, жестокости, алчности. Если оставить в стороне экономические вопросы и обратиться к нравственным проблемам, то выяснится, что деньги правят нашим миром открыто и […]...
- Владимир Дубровский главный герой одноименной повести А. С. Пушкина В основу повести легла история, рассказанная Пушкину Нащокиным, о бедном белорусском дворянине Островском. Он затеял тяжбу с богатым соседом, и хотя правда была на стороне Островского, его имение досталось богатому соседу, подкупившему судей. И помещик Островский становится разбойником и грабит богачей. Островский стал прототипом Владимира Дубровского. Он служил в одном из гвардейских пехотных полков. Владимир […]...
- Образ автора в поэме Н. В. Гоголя Особенностью поэмы Гоголя является то, что наряду с помещиками, чиновниками, Чичиковым в ней действует еще один персонаж – автор (его даже хочется написать с прописной буквы – Автор). Рассказчик, от лица которого ведется повествование, вовсе не тождествен Гоголю. С помощью Автора Гоголь показывает нам процесс творчества и при этом прячется за рассказчика. В чем было […]...
- Герасим – главный герой рассказа И. С. Тургенева “Муму” Еще в юности И. С. Тургенев решил бороться с крепостным правом. В своих произведениях он разоблачал самодуров-помещиков, показывал душевную красоту русского народа, его высокую нравственную силу. Герасим – главный герой рассказа Ивана Сергеевича Тургенева “Муму”. Писатель восхищается богатырской фигурой этого крестьянина, взятого барыней в город, показывает, как крепко слит он с родной землей. Герасим полюбил […]...
- Мои раздумья во время чтения поэмы “Батрачка” Поэма “Батрачка” Тараса Шевченко – замечательный образец украинской поэзии XIX столетия. Когда я читал эту поэму, я много размышлял. Литература XIX столетия совсем не похожа на современную литературу: ни по тематике, ни по форме. Это целиком понятно, ведь художественную литературу создают личности, а личностей создает именно эпоха, в которой они родились. Но вопрос, над которым […]...
- Каков смысл названия поэмы А. Блока “Двенадцать”? Александр Александрович Блок, своей поэзией воспевавший патриотические чувства и настроения, создавший восхитительнейший образ Прекрасной Дамы, получивший грандиозное признание при жизни и имевший громкий успех у представительниц слабого пола, которые подолгу бродили под окнами дома, где жил поэт, в мечтах заполучить хотя бы один его автограф, принадлежал к школе отечественного символизма. Все его стихи были пропитаны […]...
- Самый необыкновенный персонаж поэмы А. С. Пушкина “Руслан и Людмила” …смотрит храбрый витязь – И чудо видит пред собой. А. С. Пушкин Уже первые строки поэмы Пушкина завораживают своими чудесами. В сказочном Лукоморье поэт поселил почти всех героев народных сказок, рожденных поэтическим вдохновением и фантазией народа. Здесь и избушка на курьих ножках, и ее хозяйка Баба Яга, и Кащей, и царевна с бурым волком, и […]...
- Трагизм поэмы А. Ахматовой “Реквием” Анне Андреевне Ахматовой пришлось многое пережить. Страшные годы, изменившие всю страну, не могли не отразиться и на ее судьбе. Поэма “Реквием” явилась свидетельством всего, с чем пришлось столкнуться поэтессе. Внутренний мир поэта настолько удивителен и тонок, что абсолютно все переживания в той или иной степени оказывают на него свое влияние. Настоящий поэт не может оставить […]...
- Идейно-художественное своеобразие поэмы А. Блока “Двенадцать” И была роковая отрада В попиранъи заветных святынь… А. Блок В январе 1918 года А. Блок создает самую знаменитую свою поэму – создает за несколько дней, в едином вдохновенном порыве. Обычно требовательный к себе, он, оценивая свое творение, пишет: “Сегодня я гений”. Напечатанная в феврале поэма вызвала бурные и противоречивые отклики. О ней говорили везде. […]...
- Главный конфликт пьесы А. Островского “Бесприданница” Главный конфликт пьесы “Беспридан ница” определяется самим ее названием. Трагедия Ларисы Дмитриевны Огудаловой именно в том, что она бесприданница. Красота, ум, обаяние, человеческое достоинство ничего не значат в этом мире, если у тебя нет денег. Читая список действующих лиц, мы обращаем внимание на то, какое исключительное значение придает Островский имущественному и общественному положению героев. Драматург […]...
- Головний герой повести Н. В. Гоголя “Шинель” Вжизнинередкослучается, чтожестокиеибессердечниелюди, оскорбляющиеиунижающиедостоинстводругих, виглядятвконечном счетеболееслабимииничтожними, чемихжертви. Ещедемокритвсвоевремяговорил, що”совершающийнесправедливостьнесчастнеенесправедливострадающего”.ТакоежевпечатлениепроизводятобидчикимелкогочиновникаАкакияАкакиевичаБашмачкина, герояповестиГоголя”Шинель”, Изкоторой, пообразномувиражению Достоевского, вишлавсярусскаялитература. “Нет, ябольшенеимеюсилтерпеть! Чтоониделаютсомной!.. Онинепонимают, невидят, неслушаютменя… “Многиеизвеликихписателейоткликнулисьнаетумольбугерояповести Гоголя, по-своемуосмислилииразвилиобраз”маленькогочеловека”всвоемтворчестве. етотобраз, откритийещеПушкиним, послепоявления”Шинели”сталоднимизцентральнихвлитературе40-хгодов. Темаоткриладорогуизображению”последователей”АкакияАкакиевича втворчествеСалтикова-Щедрина, Некрасова, Островского, Толстого, Бунина, Чехова, Андреева. Многиеизнихпостаралисьувидетьв”маленькомчеловеке”своего”маленького”героя,”своегобрата”сприсущимиемучувствамидоброти, благодарностииблагородства. Чтожетакое”маленькийчеловек”? Вкакомсмисле”маленький”? Малетотчеловекименновсоциальномплане, посколькузанимаетоднуизнижнихступенек Иерархическойлестници. Егоместовобществемалозаметноиливовсенезаметно. “Маленький”етотчеловекещеипотому, чтоегодуховниймир, егожеланияимечтитакжедокрайностимелкиеиубогие. Длянего, например, несуществуетисторическихифилософскихпроблем. Онпребиваетвузкомизамкнутомкругесвоихбитовихинтересов. Гогольхарактеризуетглавногогероясвоейповестикакчеловекабедного, заурядного, незначительногоинезаметного. Вжизниемуотведенаничтожнаярольпереписчикадепартаментскихдокументов. Воспитаннийватмосферебеспрекословногоподчиненияиисполненияраспоряженийначальства, АкакийАкакиевичБашмачкьчнепривикразмишлятьнадсодержаниемисмисломсвоейработи. Вотпочему, […]...
- Бездны русской души в повести И. А. Бунина “Суходол” В повести “Суходол” И. А. Бунин рисует безумную российскую действительность, которая порождает русскую душу, полную причудливых контрастов: то щедрую и отзывчивую, то безудержную и страстную. Как писал позже сам Иван Алексеевич, “Суходол” относится к произведениям, “резко рисовавшим русскую душу, ее своеобразные сплетения, ее светлые и темные, но почти всегда трагические основы”. Удивительно уже то, какими […]...
- Тема бессмертия и воскресения души в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Михаил Булгаков – величайший мастер, умеющий показать человеческую душу с самых разных сторон. Видимо, он, как и Гоголь, не верит в то, что душа человеческая не способна воскреснуть, возродиться, и это ясно на примере романа “Мастер и Маргарита”, где главные герои обретают бессмертие, воскреснув из мертвых, только Берлиоз уходит в небытие. У Булгакова главный воскреситель […]...
- Общественное значение комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Время, когда жил и творил Н. В. Гоголь, было отмечено крупными общественно-историческими событиями. Детские годы писателя совпали с разгромом Наполеона в Отечественной войне 1812 года, выходом России на широкую международную арену. Юношеские годы Николая Гоголя относятся к периоду, когда декабристы строили планы революционного переустройства России, а затем открыто выступили против самодержавия и крепостничества. На литературное […]...
- ЧОМУ ХЛЕСТАКОВ – ГОЛОВНИЙ ГЕРОЙ КОМЕДІЇ Н. В. ГОГОЛЯ “РЕВІЗОР”? Відомо, що Микола Васильович Гоголь, як би важливої не представлялася йому боротьба із усякого роду хабарниками, казнокрадами й іншими пройдисвітами, що послабляють держава, все-таки головним особою своєї п’єси вважав саме пройдисвіта й шахрая Хлестакова. Що це? Геніальний хід великого художника? Бажання подразнити суспільство? Може бути, який-небудь тонкий натяк? Іван Олександрович Хлестаков, дрібний чиновник з Петербурга, […]...
- О времена, о нравы! (по комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”) Тема комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” – изображение быта и нравов чиновничье-бюрократической России 30-х годов XIX века. В комедии на примере маленького города показано то, что было характерно для всей огромной России того времени: казнокрадство, взяточничество, беззаконие, попирание человеческого достоинства, помещичий произвол. Смысл и вся направленность комедии заставляют признать главным действующим лицом всю группу чиновников […]...
- Образ Хлестакова в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Гоголь не раз предупреждал: Хлестаков – самый трудный образ в пьесе. Посмотрим, что же представляет собой этот герой. Хлестаков – мелкий чиновник, человек ничтожный, всеми презираемый. Его не уважает даже собственный слуга Осип, может оттаскать за вихры отец. Он беден и не способен работать так, чтобы обеспечить себе хотя бы сносное существование. Он глубоко недоволен […]...
- Чиновничий мир в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” – яркое изображение быта и нравов чиновничьей России 30-х годов XIX века. На примере маленького российского городка, затерявшегося в самой глубинке, нам открываются нравы России того времени. Такие, как взяточничество, сплошное беззаконие, ставшее нормой, казнокрадства и попрание всякого человеческого достоинства, повсеместный помещичий произвол и бездеятельная запущенность государственных учреждений. Главным действующим […]...
- Тарас Бульба – народний герой (за однойменною повістю М. Гоголя) Тарас Бульба – головний герой однойменної повісті М. Гоголя. Це запорізький полковник, що втілив у собі кращі риси українського козацтва. Відомий російський критик писав: “Що таке Тарас Бульба? Герой, представник життя цілого народу, цілого політичного суспільства у відому епоху життя”. Тарас Бульба – мужній та відважний воїн, який уславив себе у багатьох боях. “Немає у […]...
- Чичиков – геніальне пророцтво Гоголя Чичиков – геніальне пророцтво Гоголя Куди ж мчиш ти? Дай відповідь! Не дає відповіді… М. Гоголь Перший том “Мертвих душ” закінчується знаменитим відступом про Русь-трійку, що “мчить вся натхненна Богом”. А між іншим, у цій трійці сидить Павло Іванович Чичиков, особистість до неможливого звичайна. Він не старий і не молодий, не товстий і не тонкий, […]...