Жалок или страшен Молчалин?
Великий русский поэт Александр Блок назвал комедию Грибоедова произведением “непревзойденным, единственным в мировой литературе, не разгаданным до конца”. И это действительно так. Сколько раз читаешь эту бессмертную комедию, столько раз открываешь для себя какие-то новые ее грани. Чацкий, Фамусов, Софья, Лиза… Все они по-своему интересны.
Но самым интригующим, загадочным остается для меня Молчалин. Мне трудно понять до конца этого грибоедовского героя. Мне трудно понять, как могла красивая, богатая, образованная и неглупая Софья
Не будь Фамусова, так и корпел бы Молчалин в этой дыре. Возможно, что и родом он был тверской, и жил где-нибудь на окраине в захудалом домишке, оставленном ему отцом, завещавшим “угождать всем людям без изъятья”: хозяину, начальнику, его слуге и даже собаке дворника, “чтоб ласкова была”. Молчалин жил, помня этот завет отца. Еще в Твери его услужливость была замечена и оценена.
И вот Молчалин найден и облагодетельствован Фамусовым. Однако он не способен чувствовать благодарность
Чтобы завоевать благосклонность Софьи, он пытается быть этаким “мужем-мальчиком, мужем-слугой”, уступчивым, скромным и тихим. Молчалин – идеальный вариант мужа, которым можно легко управлять. Что представляет собой Молчалин?
Страшен он или жалок? Полагаю, скорее, страшен, чем жалок. Даже его знаменитый талант – “умеренность и аккуратность”, несет в себе угрозу. Если подумать, то ни в умеренности, ни в аккуратности ничего предосудительного нет.
Все дело в том, как эти “таланты” выглядят на фоне общего поведения героя. Анализируя поступки Молчалина, понимаешь, насколько непрост и опасен этот человек. Опасен в том смысле, что выражает многие типичные, черты своего поколения – Молчалины никогда не переведутся в обществе.
В финале, правда, Грибоедов расправляется со своим героем и тот получает по заслугам. Уличенный Софьей во лжи и измене, он не в состоянии уладить конфликт. Утрачена любовь обманутой им Софьи. Не исключено, что Софья расскажет Фамусову правду, и тогда под угрозой окажется так удачно начатая карьера Молчалина.
В жизни очень часто негодяи, подобные Молчалину, безнаказанно ломают чужие судьбы. Этим они и страшны. Я думаю, заслуга Грибоедова в том, что он предостерегает нас от молчалиных, учит разбираться в людях.
Related posts:
- Молчалин глазами Чацкого и Софьи Софья. Уступчив, скромен, тих… И на душе проступков никаких. Чацкий. Он дойдет до степеней известных – Ведь нынче любят бессловесных. А. С. Грибоедов В комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедов, верный своему таланту изображать жизнь в реальных картинах и образах, избирает жизненную ситуацию – “любовный треугольник”. Любовь Чацкого к Софье – одна из “пружин”, […]...
- Чацкий и Молчалин. Характер и смысл противостояния В гостиной знатного московского барина Павла Афанасьевича Фамусова встречаются два молодых человека. Они не знают друг друга, да и что общего может быть у только что возвратившегося из-за границы блестящего юноши-дворянина, воспитанного в этом доме, и скромного, угодливого секретаря хозяина? Оказывается, общее есть – это любовь к хозяйской дочери, Софье. Читатель и зритель знают больше, […]...
- Молчалин і Молчалинство. Смішний або страшний Молчалин? Появившаяся в початку XIX століття велика комедія А. С. Грибоєдова “Горі від розуму” відкрила новий етап у розвитку російської літератури. Всі створені драматургом характери мають не тільки історико^-літературне, але й загальнолюдське значення. Однієї з безумовних знахідок автора став образ Молчалина. Цей персонаж увібрав у себе риси соціально-психологічного типу, якому, на жаль, призначена було довге життя […]...
- Молчалин – антипод Чацкого Молчалин – секретар Фамусова, користується довірою хазяїна в службових справах. Він не дворянин по походженню, але прагне зробити кар’єру. Прізвище Молчалина виправдується його поводженням. “От він навшпиньках і небагатий словами”, – говорить Чацкий. Молчалин на вид скромний парубок. Він грає на флейті, любить сентиментальні віршики Софія восхищается його добротою, поступливістю, кротостью. Вона не розуміє, що […]...
- Чацкий і Молчалин Головна справа життя А. С. Грибоєдова, комедію “Горе від розуму”, А. А. Блок назвав “гениальнейшей росіянці драмою”. П’єса побудована на конфлікті особистому й общественном. Причому суспільна проблематика комедії безпосередньо випливає з особистої. В “Горе від розуму” существенно важливим для розвитку действия виявляється й нерозділена любовь героя, і ще більше – не дозвольмоє протиріччя розумного й […]...
- Софья и Лиза в комедии Грибоедова “Горе от ума” Женские образы в комедии Грибоедова “Горе от ума” играют немаловажную роль в реализации актуальности и художественного своеобразия комедии. Софья и Лиза являются типичными амплуа классицистической комедии. Но эти образы неоднозначны. Они занимают промежуточное положение в системе персонажей. Лиза хитра, умна, сообразительна, т. е. ее характер отвечает требованиям классицистической комедии. Она субретка, участвует в любовной интриге, […]...
- Персоніфікація образів: Фамусов і Молчалин Комедія Грибоєдова “Горі від розуму”, робота над якою завершилася в 1824 році, добуток новаторське й по проблематиці, і по стилі. Уперше в російської драматургії було поставлене завдання показати не образи-маски, що відповідають традиційним амплуа комедій класицизму, а живі, реальні типи людей – сучасників Грибоєдова. “Портрети, і тільки портрети входять до складу комедії й трагедії, заявляв […]...
- Жанровое своеобразие пьесы А. С. Грибоедова “Горе от ума” А. С. Грибоедов написал несколько комедий. Первые пьесы созданы им по правилам развлекательной комедии классицизма. Переделывая французские произведения, Грибоедов стремился использовать разговорную речь, афоризмы, реалистические воспроизводил быт. Так, преодолевая шаблоны легкой классицистской комедии, осваивая лучшие достижения русской и зарубежной прогрессивной сатирической драматургии, он готовился к созданию своего шедевра. Первоначально “Горе от ума” названо автором “сценической […]...
- Образ Софьи в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Пьеса А. С. Грибоедова “Горе от ума” знаменует собой победу в творчестве писателя реализма, точнее говоря, критического реализма. В пьесе ставятся самые жгучие вопросы тогдашней поры: положение русского народа, крепостное право, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и тому […]...
- Комедия “Горе от ума” в оценке И. А. Гончарова Почти через полвека после создания Грибоедовым его великой комедии “Горе от ума”, в 1872 году, талантливейший русский писатель, автор знаменитых романов “Обыкновенная история”, “Обломов” и “Обрыв”, вернувшись со спектакля “Горе от ума”, написал заметки об этой комедии, которые затем переросли в статью “Мильон терзаний” – лучшее произведение критической литературы грибоедовском шедевре. Гончаров начинает статью очень […]...
- Произведение Грибоедова “Горе от ума” – комедия или трагедия? Художественное совершенство пьесы А. С. Грибоедова было понято не сразу. Пушкин назвал ее “бурей в стакане воды”, а к Чацкому отнесся критически. Но особых споров комедия не вызывала и была воспринята всеми правильно. Те, кто разделял взгляды Грибоедова, поняли его точку зрения и поддержали ее, те, против кого комедия была направлена, тоже поняли это и, […]...
- Роль романтических мотивов в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” “Байронический герой”. Чацкий в комедии разыгрывает роль байронического героя (несчастный влюбленный; “безумие” как своего рода доблесть; бунтарь-одиночка, не понятый “светом”: “все гонят, все клянут, мучителей толпа”; ему свойственна “байроническая” ирония; в заключительной реплике Чацкого появляется тема “странничества”). (Проанализируйте с этой точки зрения монолог Чацкого о “безумной” любви в действии III. Найдите романтические интонации и в […]...
- Изображение Москвы в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Образ Москвы в произведениях писателей русской литературы девятнадцатого века занимает весьма значительное место. С одной стороны, ее изображали как хранительницу “старины глубокой”, с ее патриархальностью и приверженностью русским традициям. С другой стороны, она вдруг делалась добровольной провинцией Франции, рабски подражая ее нравам и обычаям. Но наиболее часто прослеживается антитеза Москвы и Петербурга как противопоставление старой […]...
- Историческое значение образа Чацкого Чацкий – новый тип человека, действующий в истории русского общего: общества. Главная его идея – гражданское служение. Такие герои призваны вносить в общественную жизнь смысл, вести к новым целям. Самое ненавистное для него – рабство во всех его проявлениях, самое желанное – свобода. Все окружающее нуждается, по его мнению, в тотальной переделке. Мы понимаем, что […]...
- ЛАНДЫШ – Прийди, весна красная! Літературне читання 2 клас – И. Н. Лапшина – 2012 Прийди, весна красная!.. ЛАНДЫШ Родился ландыш В майский день, И лес его хранит. Мне кажется: его задень – Он тихо зазвенит. И этот звон услышат луг, И птицы, и цветы… Давай послушаем, А вдруг Услышим – я и ты? Елена Серова Потренируйся читать стихотворение выразительно. […]...
- Конфликт двух эпох в комедии “Горе от ума” Победа России в войне 1812 года показала силу и мощь русского народа, самоотверженно поднявшегося на защиту отечества. Но, разбив полчища Наполеона, русский народ-победитель вновь оказался под палкой помещика-крепостника. Возмущенное этим положением передовое русское офицерство поднимается на борьбу за облегчение участи народа. Это приводит к расколу в дворянском лагере. Атмосфера этого раскола и воспроизведена в комедии […]...
- Новаторство А. С. Грибоедова в комедии “Горе от ума” Грибоедов написал свою комедию “Горе от ума” в 1824 году. Она оказала огромное влияние на русскую литературу. Новаторство Грибоедова заключено в том, что он создал русскую оригинальную комедию в стихах. Драматический род литературы требует особого искусства: без авторского слова нужно добиться художественной правды. Ведь драматург создает образ из слов и реплик действующих лиц, и у […]...
- Система персонажей в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Комедия “Горе от ума” – величайшее произведение русской литературы. В ней поставлены чрезвычайно важные вопросы эпохи, наступившей после войны 1812 года, – времени зарождения и развертывания декабристского движения в стране. Специфика конфликта, жанровое своеобразие, особенности языка и стиля комедии использованы автором для достижения главной целя – показа борьбы двух эпох русской жизни – “века нынешнего” […]...
- Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” как политическая комедия Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” – выдающееся произведение русской классической литературы. Созданное в двадцатые годы XIX века, оно нашло широкое признание у современников, которым пришлось ознакомиться с комедией в рукописи. Комедия осталась актуальной и злободневной по сей день. Драматург вложил в пьесу все лучшие качества своей души: пламенный патриотизм, любовь к родине, ненависть […]...
- Недоросль (краткое содержание) – Фонвизин Д Действующие лица Простаков Гж. Простакова, жена его Митрофан, сын их, недоросль Еремеевна, мамка Митрофана Правдин. Стародум Софья, племянница Стародума Милон Г-н Скотинин, брат гж. Простаковой Кутейкин, семинарист Цыфиркин, отставной сержант Вральман, учитель Тришка, портной Слуга Простакова Камердинер Стародума Действие первое Явление I Гж. Простакова, рассматривая новый кафтан Митрофана, ругает Тришку за то, что тот обузил […]...
- Фамусов и жизненная философия “отцов” в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” “Горе от ума” – оригинальная, высокохудожественная, общественно значимая, нравственно-социальная комедия. А. С. Грибоедов работал над своим главным произведением несколько лет. Окончательная редакция была завершена осенью 1824 года. В пьесе нашла свое отражение конкретная историческая ситуация. Каждый образ в комедии отражает сущность реальных общественных типов своей эпохи. Они не выдуманные, не абстрактные, а глубоко жизненные. В […]...
- Мой верный помощник Когда я был еще совсем маленьким, то меня интересовал один предмет. Он стоял высоко шкафу на подставке. Это был глобус. Меня привлекал этот разноцветный небольшой шарик. И тогда мой папа рассказал мне о назначении глобуса. Я узнал, что глобус – это маленькая копия Земли. А разноцветный он потому, что с помощью разных цветов обозначают реки […]...
- Смысл названия комедии “Горе от ума” В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим. А. С. Грибоедов Есть в русской литературе великие проведения, уже в названиях которых заключен их основной идейный смысл. Это “Мертвые души” Н. В. Гоголя, “Доходное место”, “Гроза” А. Н. Островского, “Накануне” и “Отцы и дети” […]...
- Художественные особенности комедии Грибоедова “Горе от ума” О своеобразии комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” писали многие критики. Например, В. Г. Белинский сказал так: “Горе от ума” – это благороднейшее создание гениального человека”. Наиболее же полный и исчерпывающий отзыв о комедии – это критический этюд И. А. Гончарова “Мильон терзаний”: “Комедия “Горе от ума” есть и картина нравов, и галерея живых […]...
- Крылатые слова в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” …Образы пленительных фантазий, Бегущие, как в небе облака, Окаменев, живут потом века В отточенной и завершенной фразе. В. Я. Брюсов Мы читаем классические произведения, учим наизусть стихотворения, запоминаем цитаты. Но есть в русской литературе произведение, цитаты из которого запоминаются без заучивания, настолько они остроумны, ритмичны, соответствуют ситуации. Это произведение – “Горе от ума” А. С. […]...
- Конфлікти нових ідей і пережитків часу в комедії А. С. Грибоєдова “Горе від розуму” В образі Чацкого втілені риси “нового” людини, що у фамусовском суспільстві почуває себе одинокім. Після трирічної подорожі за кордоном, не заїжджаючи до себе додому, пручимо з екіпажа, він з’являється в будинку Фамусова й зустрічає досить прохолодейний прийом і з боку хазяїна, і з боку його дочки. Його перші реплики зустрічають різка відсіч Фамусова, а палка […]...
- Роль античного мифа в пьесе Бернарда Шоу “Пигмалион” Среди самых известных произведении Бернардада Шоу – пьеса “Пигмалион”, которую автор назвал “романом в пяти актах”. В основе произведения лежит античный миф о скульпторе Пигмалионе, который вырезал из мрамора Галатею и влюбился в нее. Он вымолил у богов, чтобы те оживили статую. Взяв за основу этот миф, Бернард Шоу преподносит свой оригинальный, парадоксальный Вариант этой […]...
- В чем смысл названия рассказа А. П. Чехова “Хамелеон”? Антон Павлович Чехов назвал свой рассказ “Хамелеон”. Я выбрал этот рассказ первым из книги и начал читать сразу, поскольку люблю истории из жизни животных. А хамелеон – это интересная ящерица. Она меняет цвет в зависимости от обстановки. Так природа помогает ей бороться с хищниками – не силой, а такой вот своеобразной изворотливостью. Но как раз […]...
- Украинские народные традиции и верования в повести Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством” Н. В. Гоголь вырос в украинском поместье. Мир простых украинских селян был ему близок и понятен. С детских лет писатель проявлял интерес к украинскому фольклору, к народным традициям и верованиям. В основу повести “Ночь перед Рождеством” легли украинские рождественские обряды. Согласно народной традиции накануне Рождества принято колядовать и прославлять Христа. Парубки пели колядки, прославляли хозяев, […]...
- Век нынешний и век минувший в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет. А. С. Грибоедов В памяти поколений А. С. Грибоедов остался автором одного произведения. Одного, но какого! Комедии “Горе от ума”! В первом варианте она называлась еще многозначительнее – “Горе уму”, и уже в самом […]...
- Сочинение “Мое любимое домашнее животное – кот” Детский рассказ про кота Я хочу рассказать вам про кота. Этот пушистый зверек живет у моей бабушки. Он мне очень нравится, несмотря на то, что такого наглого кота я еще не видел нигде. Его зовут просто Серый или Серенький за серебристый цвет шерсти. Это живой и прыгучий, словно мячик, молоденький зверь. Совсем недавно он еще […]...
- Семейная хроника (краткое содержание) – Аксаков С. Т В 60-х гг. XVIII в. Степану Михайловичу Багрову, дедушке рассказчика (легко догадаться, что Аксаков рассказывает о собственном дедушке), “тесно стало жить” в разнопоместной симбирской “отчине”. Степан Михайлович не получил образования, но “природный ум его был здрав и светел”, он безусловно справедлив и отличный хозяин: крестьяне его любили. В Уфимском наместничестве (позднее – Оренбургская губерния) многие […]...
- Идейное и художественное богатство комедии “Горе от ума” Комедия “Горе от ума” появилась накануне восстания декабристов. Она отразила общественную жизнь страны и те изменения, которые произошли в России после Отечественной войны 1812 года. Пьеса имела огромный успех, была восторженно встречена всеми передовыми людьми России. По словам Пушкина, комедия “произвела неописанное действие и вдруг поставила Грибоедова наряду с нашими первыми поэтами”. “Горе от ума” […]...
- Война – просто трудная работа (по поэме А. Т. Твардовского “Василий Теркин” Те, кто отправлялся на фронты Великой Отечественной войны, на подвиг, не были суперменами из сегодняшних американских кинобоевиков с квадратными челюстями, обвешанными десятками “стволов”, которые, не моргнув глазом, за несколько минут расправляются с целыми взводами врагов. Это были обычные люди, как, скажем, наши соседи по дому. Совершившие подвиги в 1941-1945 годах – не титаны, не герои […]...
- Алеша Пешков – главный герой поветсти “Детство” Повесть “Детство” – это автобиографическое произведение М. Горького, главный герой которой – Алеша Пешков. После того как у мальчика умер отец, он стал жить с дедом и бабушкой. В доме деда царила мрачная атмосфера, в которой и формировался характер Алеши. Хотя нужно сказать, что она почти не повлияла на мировоззрение этого героя. С первых дней […]...
- Диалог “Встреча друзей” – Рома, привет! Не узнаешь меня? – Коля… Коля, друг! Я так рад тебя видеть! – Я тоже! Сколько мы не виделись с тобой? Год? – Да нет, год еще не прошел! Я точно помню, зимой я тебя встречал как-то на улице! Как ты, Колян, поживаешь? – Да все тренируюсь, с шестом прыгаю, как и […]...
- Праздники в Великобритании – UK Holidays В Великобритании много праздников. Самые главные из них – Рождество и Банковский праздник. Рождество празднуется 25 декабря и символизирует день рождения Христа. В этот день устанавливают елку и украшают ее разными игрушками и свечами. Дети ждут Санта Клауса, который приходит в каждый дом и приносит подарки. Ложась спать, дети оставляют свои чулки и туфли, чтобы […]...
- Розум, хитрість, спритність образа Молчалина Так, Чацкий, наділений темпераментом бійця, активно протистоїть фамусовскому суспільству. Але чи бачить він свого реального супротивника, коли викриває Фамусова, Скалозуба, бальну юрбу? Подумайте, хто щирий суперник Чацкого? Поки наш герой три роки подорожував, суспільство не стояло на місці. Воно не просто з полегшенням верталося до турбот і радостей мирного життя Воно виробляло в собі “опірність” […]...
- Прекрасная дама в лирике Александра Блока Забудем дольний шум. Явись ко мне без гнева, Закатная, Таинственная Дева, И завтра и вчера огнем соедини. А. Блок Лирика любви и природы, полная неясных предчувствий, таинственных намеков и иносказаний, – так можно охарактеризовать ранний период творчества Александра Блока, прекрасного поэта серебряного века. В то время он был погружен в изучение идеалистической философии (особенно близка […]...
- Аналіз комедії Горе від розуму Грибоєдова А. С Аналіз добутку 1. У п’єсі Грибоєдова дивно точно і яскраво виражена трагічність положення розумної людини у світі лицемірства й чинопоклонства. Чацкий не приймає порядків чиновницької Москви, де одержання підвищення по службі залежить від знайомств і вміння догоджати тим, хто при владі, а не талантів і вмінь людини. Три роки наш герой їздив по світлу, але, […]...