Волк и Ягненок – Иван Андреевич КРЫЛОВ (1769-1844)
“А ВОТ О ТОМ КАК В БАСНЯХ ГОВОРЯТ…”
Иван Андреевич КРЫЛОВ (1769-1844)
Волк и Ягненок
У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.
Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: “Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье
Мое
С
3а дерзость такову
Я голову с тебя сорву”. –
“Когда светлейший1 Волк позволит,
Осм елюсь я донесть2, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на. сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу”. –
“Поэтому я лгу!
1 Светлейший – почетное обращение к особенно знатным князьям.
2 Донесть (устаревшая форма) – здесь: сказать.
Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете1
Мне здесь же как-то нагрубил;
Я этого, приятель, не забыл!” –
“Помилуй, мне еще и от роду нет году”,
Ягненок говорит. “Так это был твой брат”. –
“Нет братьев у меня”. – “Так это кум иль сват
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите
И, если можете, то мне всегда вредите,
Но я с тобой за их разведаюсь2 грехи”. –
“Ах, я чем виноват?” – “Молчи! устал я слушать,
Досуг3 мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”.
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.
Читаем, размышляем, обсуждаем…
1. Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном произведении.
2. Какие человеческие качества воплощены в образах басни? С помощью каких слов отражаются в басне черты характера и общественное положение персонажей?
3. Сравните прочитанную басню с одноименной басней Эзопа. Что в них общего, а чем они отличаются? Аргументируйте свой ответ.
4. Какиe строчки этой басни стали крылатыми выражениями? Прочитайте их.
5. С помощью какого глагола И. А. Крылов передает состояние голодного Волка? Почему именно это слово использует автор? Обоснуйте свой ответ.
6. Внимательно рассмотрите иллюстрацию к басне художника Евгения Рачева. Каким и строчками можно ее подписать?
1 В запрошлом лете – два года назад.
2 Разведаться – отомстить, отплатить за обиду.
3 Досуг – свободное время (здесь: некогда).
Related posts:
- ВОЛК И ЯГНЕНОК – ИВАН КРЫЛОВ (1769-1844) – БАСНИ БАСНИ ИВАН КРЫЛОВ (1769-1844) ВОЛК И ЯГНЕНОК У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим. Но мы Истории не пишем; А вот о том как в Баснях говорят. Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться: И надобно ж беде случиться, Что около тех мест голодный рыскал Волк. Ягненка видит он, […]...
- Свинья под Дубом – Иван Андреевич КРЫЛОВ (1769-1844) “А ВОТ О ТОМ КАК В БАСНЯХ ГОВОРЯТ…” Иван Андреевич КРЫЛОВ (1769-1844) Свинья под Дубом Свинья под Дубом вековым Наелась желудей досыта, до отвала; Наевшись, выспалась под ним; Потом, глаза продравши, встала И рылом подрывать у Дуба корни стала. “Ведь это дереву вредит”, Ей с Дубу ворон говорит: “Коль корни обнажишь, оно засохнуть может”,- “Пусть […]...
- Иван Андреевич КРЫЛОВ (1769-1844) “А ВОТ О ТОМ КАК В БАСНЯХ ГОВОРЯТ…” Иван Андреевич КРЫЛОВ (1769-1844) Его басни переживут века. Константин Батюшков, русский поэт XIX в. САМЫЙ ИЗВЕСТНЫЙ РУССКИЙ БАСНОПИСЕЦ Еще вранем детстве вместе с замечательными сказками в нашу жизнь входят и басни. Действительно, кто не помнит маленькую собачонку Моську, смело лающую на огромного Слона, или избалованную Стрекозу, просящую […]...
- Осел и Соловей – Иван Андреевич КРЫЛОВ (1769-1844) “А ВОТ О ТОМ КАК В БАСНЯХ ГОВОРЯТ…” Иван Андреевич КРЫЛОВ (1769-1844) Осел и Соловей Осел увидел Соловья И говорит ему: “Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище. Хотел бы очень я Сам посудить, твое услышав пенье, Велико ль подлинно твое уменье?” Тут Соловей являть свое искусство стал: Защелкал, засвистал На тысячу ладов, тянул, переливался; […]...
- Волк и Ягненок – ЭЗОП (VII-VI CT. до нашей эры) “А ВОТ О ТОМ КАК В БАСНЯХ ГОВОРЯТ…” ЭЗОП (VII-VI CT. до нашей эры) Волк и Ягненок Волк увидел Ягненка, который пил воду из речки, и захотелось ему под благовидным предлогом Ягненка сожрать. Встал он выше по течению и начал попрекать Ягненка, что тот мутит ему воду и не дает пить. Ответил Ягненок, что воды […]...
- ИВАН КРЫЛОВ (1769-1844) – БАСНИ БАСНИ ИВАН КРЫЛОВ (1769-1844) Иван Андреевич Крылов родился в г. Москве. Родители видели одаренность сына, но из-за бедности не могли отдать его учиться. Некоторое время мальчик занимался вместе с детьми богатых покровителей. Однако после смерти отца он был вынужден устраиваться на работу. Переехав в Петербург в 1782 г., юноша поступает на должность канцеляриста, пробует писать […]...
- ВОЛК И ЯГНЕНОК – ЭЗОП (VII-VI вв. до н. э.) – БАСНИ БАСНИ ЭЗОП (VII-VI вв. до н. э.) ВОЛК И ЯГНЕНОК Волк увидал – Ягненок пьет у реки. Захотелось Волку съесть Ягненка, и стал он к нему придираться. “Ты, – говорит. – мне воду мутишь и пить не даешь”. Ягненок говорит: “Ах, Волк, как я могу тебе воду мутить? Ведь я ниже по воде стою, да […]...
- ВОРОНА И ЛИСИЦА – ИВАН КРЫЛОВ (1769-1844) – БАСНИ БАСНИ ИВАН КРЫЛОВ (1769-1844) ВОРОНА И ЛИСИЦА Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок. И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Вороне где-то Бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась. Да позадумалась, а сыр во рту держала. На ту беду Лиса близехонько […]...
- ВОВК І ЯГНЯ – Іван Крилов (1769-1844) – БАЙКА ЗУСТРІЧ З БАЙКОЮ БАЙКА Іван Крилов (1769-1844) ВОВК І ЯГНЯ У сильного безсилий винен завсігди: Цих прикладів в Історії ми досить знаєм, Та ми Історій не складаєм, А в Байці можем це розповісти. У спеку до струмка зайшло Ягня напитись; І треба ж тут біді злучитись, Що поблизу тих місць голодний Вовк бродив. Ягнятко бачить […]...
- Іван Крилов (1769-1844) – БАЙКА ЗУСТРІЧ З БАЙКОЮ БАЙКА Іван Крилов (1769-1844) Звірі мислять і діють у нього надто по-російськи. Микола Гоголь Байки принесли світову славу і російському письменнику Івану Крилову. “Вовк і ягня”, “Лебідь, Щука і Рак”, “Лисиця і Виноград”, “Мавпа й окуляри” – ці та багато інших зразків байкарського мистецтва і нині приваблюють творчих читачів своєю мудрістю та […]...
- Квартет (1811) – ІВАН КРИЛОВ 1769-1844 МУДРІСТЬ БАЙКИ ІВАН КРИЛОВ 1769-1844 Квартет (1811) Вигадниця Мартишка, Осел, Козел Та клишоногий Мишка Затіяли Квартет заграть. Дві скрипки, ноти, бас і альт дістали Й під липу в лузі посідали, Щоб світ мистецтвом чарувать. Ударили в смички – ладу ж дарма шукать! “Стій, братця, стій! – кричить їм Мавпа. – Постривайте! Хіба заграєм так? Інакше […]...
- Бабка і Муравель (1808) – ІВАН КРИЛОВ 1769-1844 МУДРІСТЬ БАЙКИ ІВАН КРИЛОВ 1769-1844 Бабка і Муравель (1808) Жвава Бабка-Стрибунець Красне літо проспівала; Озирнулась… Ба! Навала – Від зими вже вихорець. Помертвіло, голо в полі, Вже нема квітної волі, Як під листом будь-яким Був готовий стіл і дім. Все пройшло: зима холодна Скруту й голод приведе; Бабці вже співати зле: В розум це ж […]...
- Іван Андрійович Крилов (1769-1844) Творчість И. А. Крилова почалося ще в XVIII в., коли він видавав відомі сатиричні журнали “Пошта парфумів” і “Глядач”, що зіграли важливу роль у розвитку російської демократичної літератури. Наприкінці XVIII – початку XIX в. він написав кілька драматичних добутків. Його комедії “Модна крамниця” і “Урок дочкам” мали великий успіх у глядачів. Однак і пам’яті цілого […]...
- ВОВК І ЯГНЯ – ІВАН КРИЛОВ БАЙКА У СВІТОВІЙ ЛІТЕРАТУРІ ІВАН КРИЛОВ ВОВК І ЯГНЯ У сильного безсилий винен завсігди: Цих прикладів в Історії ми досить знаєм. Та ми Історій не складаєм, А в байці можем це розповісти. У спеку до струмка зайшло Ягня напитись; І треба ж тут біді лучитись, Що поблизу тих місць голодний Вовк бродив. Ягнятко бачить він, […]...
- Эссе по истории: “Иван Грозный – тиран или реформатор?” Наверное, самая неоднозначная фигура истории России – это Иван Грозный. С одной стороны, сильный правитель, выдающийся государственный деятель. Россия, точнее, Русь, в годы его правления увеличилась по территории вдвое. При Иване Грозном Русь впервые стали воспринимать в Европе, как серьезного игрока на политической арене. Он укрепил государственную власть, провел ряд реформ. Он раздавал права и […]...
- Театри Іспанії в 1844 році Щоб дати найбільш точне поняття o стані мадридських театрів за перший час після регентства Эспартеро, ми приводимо тут витримку із записок Ксавье Дюрьэ, одного з тих деяких французів, які довго жили в Іспанії й, отже, можуть говорити o їй з повним знанням справи. Записки ці містилися в журналі Bevue des Deux-Mondes за 1844 р., і […]...
- Іван Котляревський (1769-1838) Іван Петрович Котляревський народився 29 серпня 1769 р. в Полтаві в сім’ї канцеляриста. Навчався в духовній семінарії, працював канцеляристом, домашнім учителем. Майже дванадцять років перебував на військовій службі. Повернувшись до Полтави, працював наглядачем (завідувачем) Будинку виховання дітей бідних дворян. Брав участь у діяльності масонської ложі “Любов до істини”. У 1818-1821 рр. виконував обов’язки директора Полтавського […]...
- ІBAH ПЕТРОВИЧ КОТЛЯРЕВСЬКИЙ (1769-1838) Іван Петрович Котляревський народився 9 вересня (26 серпня за ст. ст.) 1769 року у родині дрібного чиновника полтавського магістрату. У родини було невеличке господарство та кілька сімей кріпаків. (До списку дворян Котляревських було внесено лише 1793 року.) Закінчивши Парафіянську школу 1780 року, майбутній письменник вступає у Полтавську духовну семінарію. Уже там Котляревський між друзями здобуває […]...
- Іван Котляревський (1769 – 1838) “Наталка Полтавка” У 1819 р. відбулася перша театральна постановка п’єси. Твір написано Котляревським під впливом української вертепної, шкільної драми, інтер медій XVIII ст. Основне джерело для написання – життя українського суспільства, лірично побутові, обрядові, купальські, баладні пісні (“Ой оддала мене мати за нелюба заміж” “Брала дівка льон…”, “Розлилися води на чотири броди”, “Чорна хмаронька наступає” “Лимерівна”). Тематика […]...
- МЕДВЕДЬ И СОЛНЦЕ – Прийди, весна красная! Літературне читання 2 клас – И. Н. Лапшина – 2012 Прийди, весна красная!.. МЕДВЕДЬ И СОЛНЦЕ Просочилась в берлогу Вода. Медведю штаны промочила. – Чтоб ты, слякоть, пересохла! – заругался Медведь. – Вот я тебя сейчас! Испугалась Вода, зажурчала тихим голосом: – Не я, Медведушко, виновата. Снег во всем виноват. Начал таять, воду пустил. – […]...
- ВСЕ ЗДЕСЬ – Дело мастера боится Літературне читання 2 клас – И. Н. Лапшина – 2012 Дело мастера боится ВСЕ ЗДЕСЬ Надя с бабушкой пошли на поле. Колосьев на нем видимо-невидимо. И все немножко усатые. Надя спросила: – Бабушка, а тут что растет? – Хлеб, внученька! – Хлеб? А булки где? – И булки здесь, внученька. – А баранки? – И […]...
- Урок 89 – ВЕСЕЛЫЕ ИСТОРИИ Літературне читання 2 клас – Н. В. Гавриш – 2012 ВЕСЕЛЫЕ ИСТОРИИ Урок 89 – РАЗМИНКА Составь слова из букв слова натюрморт. Рисунки тебе помогут. Отгадай загадки. 1. Висит груша – нельзя скушать. 2. Бегут по дорожке доски да ножки. 3. Два брюшка, четыре ушка. ЧИТАЕМ ПРО ДЕДУШКУ, КОТОРЫЙ НЕ УМЕЛ РАССКАЗЫВАТЬ СКАЗКИ – Жила-была […]...
- Глібов Леонід Іванович Русская песня (“Ты расти, расти…”) Ты расти, расти, Моя сосенка, Ты расти, сосна, Век зеленою! Ты цвети, цвети, Моя милая, Будь ты, как сосна, Неизменная! Я люблю тебя, Ненаглядная, Буду век любить Неизменчиво!. Где бы ни был я, Моя пташечка, Все я буду тот, Что и ныне же; Все тебя одну, Мою милочку, Буду я хранить В душе горестной!. Если […]...
- Осмеяние в баснях И. А. Крылова человеческих пороков и недостатков Иван Андреевич Крылов был одаренным человеком. Он сочинял пьесы для театра, писал стихи, переводил басни. Однажды он показал свои переводы известному баснописцу Ивану Ивановичу Дмитриеву. Дмитриев был в восторге от басен Крылова: “Это ваш род, вы нашли его”, – сказал он и отправил басни в журнал, где они были напечатаны в 1806 году. Крылов все […]...
- Сочинение “Моя родина – Россия” (4-5 класс) Я называю своей родиной Россию. Я родился и живу здесь. Здесь живут мои родственники и друзья. Поэтому я люблю свою Родину. Россия – самое большое в мире государство. А Москва – столица моей страны. Она такой большой город, что по населению больше некоторых государств. А еще Россия – многонациональная страна. В них живут десятки разных […]...
- Значение Софийского собора В древние времена Софийский собор символизировал могущество и величие Киевской Руси, силу и власть киевского князя, триумф христианской религии. Софийский собор был политическим и культурным центром государства. Здесь принимали послов и освящали на княжение. Отсюда после молебна уходили и военные походы, сюда приходили горожане в дни волнений. В соборе переводили и переписывали книги, здесь была […]...
- Героиня лирики А. А. Фета Самой большой любовью всей жизни Фета была Мария Лазич. Но их судьба сложилась несчастливо. Они расстались, и Мария покончила жизнь самоубийством, обронив зажженную спичку, от которой загорелось ее платье. Это несчастье наложило на жизнь и творчество поэта неизгладимый отпечаток. Стихи, в которых присутствует “она”, овеяны трагичностью и тоской. Вместе с Марией Лазич погиб и его […]...
- Что потерял и что обрел Гобсек (по повести О. Бальзака “Гобсек”) Гобсек – личность, судя по всему, отрицательная. Ростовщик, бывший корсар. Человек с каменным сердцем, играющий судьбами людей. Такими не рождаются – такими становятся. Человек рождается со всеми человеческими достоинствами и недостатками, и жизни теряет многие из них. В зависимости от общества, родителей, времени. Когда он молод, в его недостатках во многом виновато окружение, подающее плохой […]...
- Гротеск и гіпербола, абсурд, алегорія в романі Франсуа Рабле “Гаргантюа и Пантагрюель” 9б. Гротеск и гіпербола, абсурд, алегорія в романі Франсуа Рабле “Гаргантюа и Пантагрюель” Опираясь на фольклорные источники, автор создал образы людей, жадных к знаниям и к самой жизни. Огромный рост Грангузье, Гаргантюа и Пантагрюэля были олицетворением их безграничных знаний, чрезвычайной образованности, благородства чувств, искренности, доброты и способности на самопожертвование ради обиженных. Великаны-короли создавали законы, направленные […]...
- Структ-композ особливості роману Дон Кіхот. Специфіка розгорт сюжету. Хронотоп “великої дороги” 11. Структ-композ особливості роману ” Дон Кіхот “.Специфіка розгорт сюжету. Хронотоп “великої дороги” Розгорт. сюжету: В своем романе подсмеивается Сервантес также над претенциозным стилем рыцарских романов. Осмеивая рыцарский роман, он расчищал путь литературе содержательной, правдивой, близкой к жизни. Поначалу роман Сервантеса почти не выходит за пределы литературной пародии. Но постепенно Дон Кихот перестает быть только […]...
- Сочинение “Зимний лес” Зимний лес похож на заколдованное царство Снежной королевы. Здесь стоит тишина. Пушистый белоснежный покров устилает землю. Он также наброшен на ветви деревьев, как шубы. Кажется, будто деревья в зимнем лесу одели сказочные наряды. Все вокруг украшено слепящим снегом, прозрачным льдом и серебристым инеем. Лес полон хрупких зимних драгоценностей. Только ветви замерзших деревьев иногда скрипят и […]...
- В КИЕВЕ – В РОДНОМ КРАЮ Літературне читання 2 клас – И. Н. Лапшина – 2012 В РОДНОМ КРАЮ В КИЕВЕ Город стоит на днепровской круче. По преданию, его основали братья Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбидь. Младшие братья назвали город в честь старшего брата – Киевом. Трудно привыкнуть к многолюдству Киева, к его высоким хорбмам1. Некоторые построены в три […]...
- Сочинение “Детство – золотая пора” Когда мне было лет пять или шесть, я хотела быстрее вырасти, чтобы дотягиваться до ручки холодильника. Сейчас я с легкостью открываю холодильник, но мне снова хочется вернуться в то время, когда я была самой маленькой в семье. Вот такой смешной парадокс. Пожалеешь, когда потеряешь – мой случай. Детство – это страна, где никто не умирает. […]...
- Тема любви в поэзии С. Есенина Что для Есенина любовь? Вдохновение и отчаяние, страдание и радость, надежда и неверие, одним словом – жизнь. Не будь любви, разве могли бы появиться его удивительные стихи, покоряющие не одно поколение. Вся жизнь Есенина – бурный любовный роман, о котором он просто сказал: “Что касается остальных автобиографических сведений – они в моих стихах”. В поэзии […]...
- Отрицательные персонажи в романе Ч. Диккенса “Дэвид Копперфилд” Многие события в романе “Дэвид Копперфилд” перекликаются с событиями в жизни самого писателя. Это – роман-воспоминание, где первые впечатления и суждения ребенка бережно доносит до нас взрослый человек, писатель, сумевший сохранить в своей душе чистоту детского восприятия. Первое зло, с которым столкнулся маленький Дэвид, росший в атмосфере любви с ласковой матерью и преданной няней Пеготти, […]...
- Идея народной войны в романе “Война и мир” Война 1812 года – идейный центр романа “Война и мир”. Здесь в тугой узел связаны все проблемы, и личные, и общественные, здесь убедительно звучит “народная мысль” эпопеи. Почему “несокрушимая” армия Наполеона была разгромлена в России? Рассказ о войне начинается с ряда однотипных эпизодов, в действие которых вовлекаются разные люди, не имеющие между собой ничего общего. […]...
- ОСИНКА – Осень наступила Літературне читання 2 клас – И. Н. Лапшина – 2012 Осень наступила ОСИНКА Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару… Дайте осинке Пальто и ботинки – Надо погреться Бедной осинке. Ирина Токмакова Почему об осинке сказано, что она зябнет? Как деревья спасаются от холода? 1 Багрянец – красный цвет густого темного […]...
- Конфликт двух эпох в комедии “Горе от ума” Победа России в войне 1812 года показала силу и мощь русского народа, самоотверженно поднявшегося на защиту отечества. Но, разбив полчища Наполеона, русский народ-победитель вновь оказался под палкой помещика-крепостника. Возмущенное этим положением передовое русское офицерство поднимается на борьбу за облегчение участи народа. Это приводит к расколу в дворянском лагере. Атмосфера этого раскола и воспроизведена в комедии […]...
- Какие добрые чувства пробуждает лирика Пушкина? И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал. А. С. Пушкин Пушкин предугадал свою популярность. За три месяца до смерти поэт написал стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный”, которое стало своего рода его поэтическим завещанием. Он говорит […]...
- Напряженный монолог-исповедь творчества М. Цветаевой Возьмите стихи – это и есть моя жизнь. М. И. Цветаева Марина Ивановна Цветаева не принадлежала ни к одной из многочисленных литературных группировок того времени. Она искала свои пути в искусстве. Стихи М. Цветаевой отличались страстностью, были отражением глубоко личных переживаний. Уже и ранних ее стихах звучит уверенность в своих творческих силах, и своем поэтическом […]...