Картина світу у сонетах Шекспіра. Образи Друга, Смаглявої Леді та ліричного героя. Лаура Петрарки і Смаглява Леді Шекспіра

22. Картина світу у сонетах Шекспіра. Образи Друга, Смаглявої Леді та ліричного героя. Лаура Петрарки і Смаглява Леді Шекспіра.

Как автор сонетов, Шекспир может быть отнесен к числу самых замечательных европейских поэтов Возрождения. Его 154 сонета были опубликованы в 1609 г.

В отличие от банальных петраркистов Шекспир не порывался в призрачные небесные сферы. Ему дорога была земля, цветущая земная природа, мир земного человека, противоречивый, но прекрасный, утверждающий себя в дружбе, любви и творчестве. И хотя неумолимое время торжествует

над всем земным, но творческий порыв человека способен восторжествовать и над ним.

Любому человеку дано продлить свое существование в потомстве (сонеты 2, 3, 4 и др.).

Лирический мир Шекспира – это мир человека, не только чувствующего, но и мыслящего. Шекспир смело ломал устоявшиеся шаблоны ради утверждения жизненной правды. В этом отношении весьма примечателен цикл его сонетов, посвященных “смуглой даме” (сонеты 127 – 152).

Из сонетов Шекспира читатель узнает, что поэт влюблен в “смуглую даму” и она одно время отвечала ему взаимностью, а затем, увлекшись другом поэта, перестала быть ему верной.

Сонеты

Шекспира содержат откровенную исповедь лирического героя. При этом вопреки традиции поэт не изображает свою избранницу ни идеальной, ни отменно красивой. Драма разыгрывается в сознании поэта. Лирическая поэзия под его пером приближается к трагедии. Поэт хорошо понимал, что вероломство друга и коварство возлюбленной – всего лишь капля в океане людского горя, бушующего вокруг.

В книгу интимным сонетов, как удар молнии, вторгается сонет 66, перекликающийся со скорбным монологом Гамлета о мирском неустройстве.

Смуглая дама и Поэт. Первых двух мы видим глазами поэта. Его отношение к ним претерпевает изменения, и из описаний чувств поэта по отношению к этим двум лицам перед нами возникает большой и сложный образ главного лирического героя “Сонетов”.

Нельзя напрямую отождествлять лирического героя “Сонетов” с самим Шекспиром. Конечно, в образ лирического героя вошло немало личного. Но это не автопортрет, а художественный образ человека, такой же жизненно правдивый и реальный, как образы героев шекспировских драм.

Поскольку порядок, в котором дошли до нас “Сонеты”, несколько перепутан, содержание их яснее всего раскрывается, если сгруппировать стихотворения по тематическим признакам. В целом они распадаются на две большие группы: первые 126 сонетов посвящены другу, сонеты 127-154 – возлюбленной.

Сонетов, посвященных другу, гораздо больше, чем стихов о возлюбленной.

Уже это отличает цикл Шекспира от всех других сонетных циклов не только в английской, но и во всей европейской поэзии эпохи Возрождения.

Сонеты к другу и сонеты к возлюбленной – это как бы два отдельных цикла, между которыми есть связь. Но в целом “Сонеты” не выглядят как заранее задуманный и планомерно осуществленный цикл лирических стихотворений.

Стихи, посвященные другу, имеют несколько тем. Первые 19 сонетов на все лады толкуют об одном и том же: друг должен жениться для того, чтобы его красота ожила в потомках. Через всю группу сонетов проходит противопоставление бренности Красоты и неумолимости Времени. Время воплощает тот закон природы, согласно которому все рождающееся расцветает, а затем обречено на увядание и смерть.

Здесь перед нами обнаруживается оптимистический взгляд на жизненный процесс. Время может уничтожить одно существо, но жизнь будет продолжаться. Поэт взывает к другу победить Время, оставив после себя сына, который унаследует его красоту.

Есть еще одно средство борьбы с Временем. Его дает искусство. Оно также обеспечивает человеку бессмертие.

Свою задачу поэт и видит в том, чтобы в стихах оставить потомству облик того человеческого совершенства, какое являл его прекрасный друг.

Заключительная группа сонетов, начиная со 127-го по 152-й, посвящена “женщине, в чьих взорах мрак ночной”. Если друг изображен как существо идеальное, то подруга поэта показана как вполне земная. Традиційній “Fair lady” класичних сонетів поет протиставляє “смугляву даму”, земну кохану жінку, яка є предметом його еротичних бажань.

Таким чином, лірика Шекспіра отримує реальне життєве підгрунття, якого ще не було у Петрарки та його послідовників. Трафаретним ознакам краси Шекспір протиставляє реальний жіночий образ, і, якщо кохана ажніяк не ідеальна, то в цьому сонеті (130) він жодним чином не докоряє їй за те, що вона проста звичайна жінка.

130 сонет полон выпадов против идеализации женщины в лирике эпохи Возрождения. Штампованным признакам красоты Шекспир противопоставляет реальный женский образ.

Из других сонетов мы узнаем, что возлюбленная “прихоти полна” (131), что она терзает его и друга “прихотью измен” (133). Поэт спрашивает себя: “Как сердцу моему проезжий двор казаться мог усадьбою счастливой?” (137).

Чувство поэта становится крайне сложным. Даже убедившись в неверности, он сохраняет к Даме привязанность. В их отношениях воцаряется ложь (138).

Очевиден контраст между чувствами к другу и к возлюбленной. В чувствах к другу даже боль и горечь светлы, чувства к возлюбленной становятся непереносимыми и любовь превращается в сплошную муку (147).

Любовь отуманивает разум и лишает способности видеть людей и мир в их истинном свете (137).

Заметим, что в отличие от других произведений в Сонетах лирический герой не ищет для себя выхода в смерти. Лирический герой “Сонетов”, хоть и зовет смерть, все же находит нечто, примиряющее его с жизнью: это его друг и радость, которую дает любовь к нему. Он не хочет покинуть своего друга в суровом мире.

Платоническая идея любви как чувства духовного одерживает в “Советах” Шекспира полную победу.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Картина світу у сонетах Шекспіра. Образи Друга, Смаглявої Леді та ліричного героя. Лаура Петрарки і Смаглява Леді Шекспіра